Дополнительные источники финансов для социальных предпринимателей

20
апреля 2017
Автор: Сергей Пономарев

Любому предприятию (социальные не исключение) для развития нужны свободные средства. Капитал — это «кровь» бизнеса. В отличие от некоммерческих организаций и благотворительных фондов львиную долю денег социальные предприниматели зарабатывают на свободном рынке. Тем не менее у социального бизнеса есть возможность воспользоваться такими дополнительными источниками капитала, как  государственные или муниципальные субсидии, частные пожертвования, займы на особых условиях или налоговые льготы.

В этом материале, продолжающем цикл бизнес-советов от «Школы социального предпринимательства», мы рассмотрим несколько вариантов нерыночного пополнения капитала социального предприятия.

1. Конкурсы

В России с каждым годом растет число конкурсов, предназначенных для поддержки социальных предпринимателей. Так, Фонд «Наше будущее» проводит ежегодные конкурсы: по предоставлению беспроцентных займов и прямых инвестиций. Фонд «Навстречу переменам» помогает социальным предпринимателям, работающим с детьми. В 2015 году появился конкурс социальных стартапов для предпринимателей из России и Казахстана.

2. Благотворительные деньги

Пока федеральный закон не принят, социальные предприниматели работают в форме коммерческих и некоммерческих организаций, ведущих деятельность, приносящую доход. Для НКО существует масса фондов, которые проводят конкурсы грантов. Никто не запрещает предоставлять платные услуги и параллельно реализовывать благотворительные проекты. Главное, чтобы бухгалтер организации четко разделял коммерческие и некоммерческие деньги, поскольку они подлежат разной отчетности.

3. Как найти конкурсы грантов

Для начала можно заглянуть на сайт «Форума Доноров», где размещена карта донорской активности. В каталоге «Яндекса» есть отдельный раздел «Благотворительные фонды», в котором содержится информация о более чем 160 организациях-донорах. Кроме того, в сети есть специальные площадки, собирающие информацию о подобных конкурсах с самых разнообразных сайтов, например ресурсы: vsekonkursy.ru или konkursgrant.ru.

4. Международные конкурсы

Возможности участия российских НКО в получении зарубежных грантов существенно сократились после принятия закона «Об иностранных агентах». Однако у социального бизнеса в этом плане есть некоторое преимущество: для таких проектов, оформленных в виде некоммерческих или коммерческих организаций, существует масса международных конкурсов, предлагающих индивидуальную поддержку. Зарубежные фонды готовы поддерживать не только организации, но непосредственно социальных предпринимателей, что снимает массу организационных проблем. Если вы владеете английским языком, стоит поискать информацию на следующих сайтах: ashoka.org; skoll.org; schwabfound.org; echoinggreen.org; eurasia.org.

5. Краудфандинг

Краудфандинг успешно осваивается социальными предпринимателями. Соответствующие онлайн-платформы позволяют собирать деньги под проекты без участия банков, венчурных фондов или биржи. Вообще, краудфандинг довольно прост и демократичен, что вполне соответствует духу социального предпринимательства. Любой желающий может зайти на краудфандинговую платформу и поддержать проект, который ему понравился. В России наиболее популярны две платформы: www.planeta.ru и www.boomstarter.ru. Они разные — по подходам и философии, но и там, и там есть специальные консультанты, которые помогут зарегистрировать и продвигать проект.  Подробнее о том, как привлечь деньги с помощью краудфандинга, мы рассказали в седьмой статье цикла «Школа социального предпринимательства».

6. Прямая помощь государства

Несмотря на экономические трудности, государство помогает социальным предпринимателям. В частности, Министерство экономического развития economy.gov.ru с 2012 года, в рамках реализации федеральной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства, предоставляет безвозмездные субсидии на реализацию социальных проектов в размере до 1,5 млн рублей. С помощью этого механизма была уже оказана поддержка 1 800 социальным предприятиям в 32 субъектах Российской Федерации. В 2015 году в соответствии с Указом Президента была создана «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП), которая также осуществляет деятельность в качестве института развития малого и среднего предпринимательства. Всего в 2017 году на поддержку малого и среднего бизнеса выделено 7,5 млд рублей субсидий

7. Государство как заказчик

Социальные предприниматели могут побороться за государственные деньги через систему закупок. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе» предусматривает, что государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства и СОНКО в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн рублей. Участником закупок может стать любое лицо, независимо от организационно-правовой формы. Главный принцип закупок — состязательность сторон. На портале zakupki.gov.ru размещена информация о всех государственных или муниципальных закупках, а также тендерах госкорпораций, госкомпаний, унитарных предприятий и автономных учреждений. Участие в закупках осуществляется в разных формах: закупка у единственного поставщика (при сумме не более 100 000 рублей), электронный аукцион на специальных интернет-площадках при наличии электронной цифровой подписи, открытый конкурс и запрос котировок.

8. Поставщики социальных услуг

Государство предлагает всем желающим стать поставщиками социальных услуг. Для этого был принят закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» от 28.12.2013 № 442-ФЗ. Он закрепил понятие и виды социальных услуг, ввел реестр поставщиков, утвердил порядки и стандарты предоставления социальных услуг и т.д. Войти в реестр может любая организация и индивидуальный предприниматель, с тем чтобы получать налоговые льготы и компенсации за предоставление социальных услуг. Фактически государство готово обеспечить социальных предпринимателей стабильным потоком клиентов. Компенсация происходит по утвержденным расценкам, но социальный предприниматель вправе предоставлять дополнительные услуги (ускоренные или повышенного качества) за отдельную плату. Также поставщики социальных услуг вправе временно применять нулевую ставку по налогу на прибыль организаций, при соблюдении ряда условий.

9. Разнообразие механизмов государственной поддержки

Для того чтобы привлечь предпринимателей к работе на рынке социальных услуг, государство использует целый ряд разнообразных механизмов. Многие из них перечислены в дорожной карте «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», принятой распоряжением Правительства РФ от 8 июня 2016 г. № 1144-р. В регионах активно применяются целевые потребительские субсидии на оплату социальных услуг, безвозмездное или льготное предоставление имущества, механизм концессий (когда частное лицо может взять у государства или муниципалитета имущество, обязуясь выполнять определенную деятельность) и т.д. Среди некоммерческих организаций появился новый правовой статус «НКО — исполнитель общественно полезных услуг», утвержденный федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 287-ФЗ.  

10. Поддержка со стороны бизнеса

Последние годы к поддержке социального предпринимательства подключился крупный бизнес. Такие системообразующие компании, как «Лукойл», СУЭК, «Северсталь», РУСАЛ, «Металлоинвест», «Норильский никель», ОМК и другие, имеют свои центры социальных программ и используют социально-предпринимательские механизмы для развития потенциала территорий своего присутствия. Многие из них проводят корпоративные конкурсы проектов, предоставляя гранты или займы, и субсидируют образовательные курсы для социальных предпринимателей.

Таким образом, у социального бизнеса есть целый ряд потенциальных дополнительных источников капитала, которые могут стать хорошим подспорьем в обеспечении финансовой устойчивости проектов.

вернуться в раздел


Читайте также
Как нанять людей с инвалидностью. Юридический ликбез.
Если в вашей компании больше 100 сотрудников, как минимум двое должны быть людьми с ограниченными возможностями. Знают об этом правиле далеко не все предприниматели, а…
читать полностью
Как НКО создать релиз для телеканала: семь советов Марины Извариной
Главный редактор Дирекции утреннего телеканала Первого канала рассказала в медиаклубе «АСИ-Благосфера», как некоммерческой организации сделать так, чтобы о ее событии сняли сюжет. Рассказать историю По…
читать полностью
4 стиля успешного руководителя
Роман Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» начинается с фразы о том, что все счастливые семьи похожи, а вот каждая несчастливая несчастлива по-своему. Эту аналогию можно…
читать полностью
Как презентовать проект донорам
Этим материалом мы завершаем цикл бизнес-советов серии «Школа социального предпринимательства». В ходе 12 публикаций были рассмотрены основные этапы построения социального предприятия: от идеи и расчета…
читать полностью
Как измерить социальный эффект?
Большая часть бизнес-советов цикла «Школа социального предпринимательства» была посвящена материальным аспектам работы социального предприятия: от идеи до привлечения инвестиций. В этой статье речь пойдет о…
читать полностью

Метки


Фонд региональных социальных программ «Наше Будущее»
119019, г. Москва, ул. Знаменка дом 8/13, строение 2