Как выстроить франчайзинг

10
марта 2016

Экономисты говорят, что к 2020 году каждое третье предприятие в мире будет работать по франшизе, так как в условиях глобализации одиночному бизнесу выживать нелегко. О том, как сделать первые шаги по созданию собственной франшизы, рассказывает Юлия Богушевская, генеральный директор ООО «Франчайзинг-Интеллект». Юлия много лет  помогает предпринимателям создавать успешные франшизы. Труд этот, по ее словам, нелегкий, но благодарный и захватывающий.

Процесс формирования франшизы я бы описала тремя словами: длинный, серьезный, затратный. Прибыльная растущая франшиза — это всегда нелегкий многолетний труд, но он того стоит.

Определите стратегию

Для начала определитесь, возможно ли в принципе «упаковать» ваше дело во франшизу? Если бизнес завязан на уникальные, не поддающиеся стандартизации подходы, то, возможно, франчайзинг не для вас. Но предположим тиражирование реально, тогда начинайте с формирования стратегии: определите, каких результатов вы хотите достичь, на каких временных отрезках, в каких городах планируете присутствовать, сколько у вас должно быть предприятий через год, два и так далее.

Подготовительный этап

Сам процесс создания франшизы может протекать тремя путями: силами вашей команды, с помощью привлеченных разработчиков и комплексным способом. На мой взгляд, комплексный подход лучше. Только вы как главное действующее лицо бизнеса знаете все подводные камни и секреты успеха, а потому без личного участия работающая франшиза вряд ли получится. С другой стороны, внешние специалисты способны заметить «серые зоны» — слабые места и пробелы в вашей стратегии, которые вы не замечаете.

Придется общаться

Франчайзинг не для интровертов. Будьте готовы к долгосрочному сотрудничеству и постоянному общению, ведь франшиза — это в первую очередь сеть партнеров, людей, которые поверили вам и вашему опыту. Они готовы встать «под флаг» вашего бренда — перенимать стандарты работы, технологии и даже стиль управления. С каждым франчайзи вы как бы начинаете бизнес заново и во многом несете ответственность за успех партнерского проекта.

Подготовьте три конверта

Проект франшизы должен состоять из трех видов документов: публичных, для передачи франчайзи и для внутреннего пользования.

  • Публичные документы компании предоставляются в открытом доступе всем заинтересованным лицам. В первую очередь это сайт: он должен быть качественно сделан, информативен и нагляден. Желательно присутствие в социальных сетях. Стоит разместить в открытом доступе: основные финансовые параметры, коммерческое предложение, предполагаемые формы поддержки франчайзи, географию распространения проекта, его уникальность, стратегию. Будьте честными с потенциальными партнерами: вся информация должна быть достоверна, а помощь, обещанная в публичных документах, оказана полностью.
  • Пакет документации для франчайзи — большой и подробный. Он передается партнерам после подписания договора и выплаты паушального взноса. В него обычно входят подробная финансовая часть (бизнес-план, предполагаемый бюджет доходов и расходов, схема движения денежных средств, расчет окупаемости), а также описание основных бизнес-процессов, технологий, бренд-бук и инструкция по его применению, юридические документы — одним словом всё необходимое для клонирования вашего бизнеса плюс то, что регулирует отношения с партнером.
  • Внутренние документы франчайзера — всё, что помогает упорядочить управление франшизой: бизнес-план создания и построения франчайзинговой сети, план продаж, описание технологий выстраивания коммуникаций с франчайзи (подбор, обучение, старт, поддержка, контроль, пролонгация договора), описание технологий управления брендом и так далее.

Финансовый калькулятор

При подготовке финансовой составляющей проекта формируйте блок данных, в который легко можно внести изменения и пересчитать результаты. Не забывайте, что в разных регионах финансовые условия могут быть разными. Нужен своеобразный «финансовый калькулятор», который поможет рассчитать расходы-доходы по запуску франшизы на конкретной территории. Соответственно, необходимо, чтобы и все взносы — первичный (паушальный), периодические (роялти) и маркетинговые — были тщательно рассчитаны и экономически обоснованы.

Не зная броду…

До момента вывода франшизы на рынок стоит провести пилотный проект, который может длиться от 6 до 12 месяцев. «Пилотник» позволит значительно улучшить качество вашего предложения, выявить потенциальные критические точки, наладить более качественные отношения с партнерами. Одним словом, значимость пилотного проекта трудно переоценить.

Стройте сеть

Нельзя забывать о том, что франчайзинг — это в первую очередь партнерство. Вы сумеете построить успешную сеть только при честном настрое на взаимный с франчайзи выигрыш — win-win. 

Еще раз стоит сказать об обоюдной ценности общения с партнерами, от которого выигрывает не только франчайзи, но и вы, ведь это способ получения дополнительной информации о функционировании вашего проекта. Пустите ее в дело, и эти данные позволят вам постоянно улучшать и совершенствовать франшизу. Не стойте на одном месте.

В то же время не стоит гнаться за быстрым расширением сети. Даже если созданная вами франшиза пользуется популярностью и потенциальные франчайзи выстроились в очередь, не забывайте о том, что партнеров нужно подбирать тщательно и сопровождать их на всех этапах работы.

Защищайте ваше ноу-хау

Не забывайте о защите интеллектуальной собственности, ведь франшиза — это прежде всего знания, опыт, информация. По возможности стоит выявить и зарегистрировать все главные объекты интеллектуальной собственности: товарный знак, изобретения, уникальную бизнес-модель и так далее. Иные объекты, например базы данных, бизнес-процессы или программное обеспечение, могут быть защищены в режиме коммерческой тайны.

Мультипликативный эффект

Если вам удалось построить прочную и эффективную сеть, выгода от нее не будет исчерпываться непосредственными финансовыми взносами партнеров. Растущая франшиза помогает всему бизнесу в целом выходить на новые качественные уровни развития. По мере расширения территории присутствия растет известность франчайзингового проекта и лояльность конечного потребителя, а следовательно, и эффективность бизнеса ваших франчайзи. К тому же от партнеров вы получаете информацию, которая является инструментом совершенствования бизнеса. Франчайзи заинтересованы в передаче вам данных, благодаря которым вы совершенствуете свое дело, — в дальнейшем они перенимают обобщенный опыт. Из подобного сотрудничества рождается синергия корпоративного маркетинга, и продвижение вашего бренда идет с большей скоростью.

Подготовила Валентина Петрова

вернуться в раздел

поделиться:

Читайте также
Добрый Новый год: семь самых теплых подарков
До Нового года осталось совсем немного времени, и вместе с пушистым снегом прилетела пора приятных хлопот, а именно: поиска подарков как для самых близких людей,…
читать полностью
Бизнес в социальной сфере: семь шагов к успеху
Не так давно Фонд «Наше будущее» представил публике полезную книгу «Создание успешного социального предприятия», автором которой является директор Фонда Наталия Зверева. По сути, это одно…
читать полностью
Как НКО говорить с бизнесом на одном языке: опыт «Душевного Bazar’а»
Ежегодно в Москве проходит благотворительная ярмарка «Душевный Bazar». Не менее 50 некоммерческих организаций продают сувениры, мягкие игрушки и поделки в поддержку своих подопечных: детей-сирот, детей…
читать полностью
Как составить отчетность НКО
15 апреля - последний срок подачи отчетности некоммерческих организаций в территориальные органы Министерства юстиции. Мы решили обратить внимание на распространенные ошибки, которые допускают некоммерческие организации…
читать полностью
11 книг, которые нужно прочесть каждому стартаперу
В последние несколько лет такая вещь как IT-стартапы стала достаточно популярной и часто обсуждаемой. Это тема довольно интересная, ведь многие современные компании начинали со стартапов,…
читать полностью

Метки


Фонд региональных социальных программ «Наше Будущее»
119019, г. Москва, ул. Знаменка дом 8/13, строение 2