Школа социального предпринимательства: как привлечь средства с помощью краудфандинга

15
февраля 2017
Автор: Сергей Пономарев

Рано или поздно любой социальный предприниматель сталкивается с вопросом привлечения средств на развитие своего дела. Помимо традиционных грантов, субсидий и займов, сегодня активно используется такой инструмент коллективного финансирования проектов как краудфандинг. В данной статье будут даны советы о том, как собирать в интернете деньги на свой проект.

В самом явлении коллективного финансирования нет ничего нового. Каждый хотя бы раз в жизни сбрасывался на подарок другу или совместную поездку на природу. Интернет вывел этот механизм на принципиально иной уровень. Теперь любой пользователь даже из самого отдаленного уголка планеты может поддержать интересный проект. Краудфандинг для социального предпринимателя не только возможность привлечь средства, но еще и способ протестировать востребованность идеи — устроить настоящее «голосование рублем». Прежде чем запустить проект по сбору средств, стоит к нему основательно подготовиться.

1. Выберите платформу для краудфандинга

Заниматься сбором средств в интернете можно на собственном сайте или страничке в социальной сети. Однако это будет иметь смысл лишь в том случае, если у вас сотни и тысячи подписчиков. Проще и надежнее воспользоваться специализированными площадками, которых достаточно много: российские, зарубежные, многопрофильные и узкоспециализированные. Например, Kickstarter является крупнейшей международной платформой для финансирования творческих проектов, в России наиболее популярны Planeta.ru и Boomstarter.ru. Пользователи краудплатформ — это миллионы людей, уже знакомых с принципами коллективного финансирования. Площадки предоставляют расширенные возможности оплаты: через банковские карты, со счета мобильного телефона, через различные финансовые сервисы. Обеспечение удобства и безопасности перечисления денег — залог успешного сбора средств. Все платформы имеют автоматизированную систему подсчета статистики проекта и информации о спонсорах, включая e-mail, адреса для доставки бонусов и т.д. С каждым проектом до начала сбора администрация интернет-платформы заключает договор, в котором стоит обратить внимание на взимаемую комиссию, сроки и действия обеих сторон, если заявленная сумма не будет собрана в объявленный срок. Регистрация на платформах обычно простая и не требует больших усилий.

2. Четко определите цель сбора средств

Очень важно правильно сформулировать цель проекта: сколько требуется денег и на что они будут тратиться. Это может быть создание нового продукта или услуги, запуск серийного производства, организация события и т.д. Мало кто захочет поддержать проект, если у него нет конкретной цели для финансирования или она звучит невнятно. Обычным людям не интересно поддерживать просто бизнес-идею. Зачем? Ради чьей-то прибыли? Другое дело — необычная идея, продукт, которого нет на рынке, или бизнес с выраженной социальной миссией.

Для первого проекта лучше выбрать небольшую, но достижимую цель — это даст ценный опыт. Затем — с приобретенным опытом и привлеченной аудиторией — можно попробовать запустить следующий, более масштабный проект. Если требуемый объем финансирования слишком велик, стоит разбить его на несколько этапов. И, разумеется, надо быть оригинальным в формулировке цели, чтобы проект отличался от остальных.

3. Определите точное количество денег

Чем меньше запрашиваемая сумма, тем легче и быстрее ее удается собрать. Как правило, люди настороженно относятся к большим, многомиллионным, проектам. Обычно бюджет рассчитывается по следующей схеме:

Сумма сбора = Минимально необходимая сумма на реализацию + Реализация и отправка вознаграждений + Комиссия платформы (у каждой площадки она своя) + Небольшая подушка на непредвиденные расходы (1–2% от общей суммы).

Старайтесь свести к минимуму все возможные издержки, но при этом оставляйте небольшой резерв в бюджете для непредвиденных расходов. В большинстве своем общая комиссия платформ для успешных проектов составляет около 10%. Если собранных средств недостаточно или же сумма не превысила половины заявленного бюджета, то деньги, как правило, возвращаются спонсорам. Средства, перечисляемые руководителю проекта, считаются доходом и предполагают выплату налогов в соответствии с законодательством. Также важно решить заранее, кто возьмет на себя оплату доставки вознаграждений спонсорам: вы или доставка будет производиться за их счет.

4. Установите сроки сбора средств

Привлечение средств через платформы чаще всего ограничено определенным сроком (как правило, не более 100 дней). Но вы можете сделать его более коротким — имейте в виду, что все это время вам потребуется активно заниматься привлечением средств, неустанно поддерживая интерес аудитории. Слишком длительные сроки отнимут много времени и сил — лучше напрячь свои силы в рамках более сжатого времени. В среднем в краудфандинге сроки привлечения средств устанавливаются в интервале 30–60 дней — чем больше денег требуется, тем длительнее период сбора. И не забывайте, что люди, которые поддержали проект, будут ждать, когда идея будет реализована. Кроме того, важно учитывать сезонный фактор — летом или в праздники интерес к идее может снижаться.

5. Описание проекта

В краудфандинге важно все. Успешный проект — это актуальная идея, яркое описание, эффективная стратегия продвижения и красивое оформление. Оцените реальную и потенциальную аудиторию: насколько востребованна и кому интересна может быть ваша идея. Проанализируйте, какое позиционирование будет эффективнее работать. Расскажите о своем проекте так, чтобы спонсору захотелось вас поддержать рублем. Объясните, почему именно ваша идея должна быть реализована и чем она так полезна. Лучше презентовать идею с позиции лидера, предлагающего аудитории присоединиться к нему, используя при этом термины «участие» и «поддержка» (слова «пожертвование» лучше избегать). Название проекта должно быть однозначным, понятным, при этом эмоционально окрашенным. Потребуется краткое описание проекта, для которого важна лаконичность — необходимо доступно передать суть идеи, используя минимальное количество слов. Все детали проекта должны быть отражены в подробном описании. Его можно делать в виде рассказа или увлекательной истории. При этом история интересна лишь тогда, когда зритель может ей сопереживать, ставить себя на место персонажа. Используйте фотографии и видео — это привлекает внимание.

6. Вознаграждение

Для того чтобы окончательно убедить спонсора поддержать проект, необходимо предложить ему вознаграждение — те приятные бонусы, которые люди будут получать за поддержку проекта. Автор сам устанавливает их размер в соответствии с перечисленной суммой. Продуманная система вознаграждений также способна повысить интерес к проекту. Самым простым бонусом может быть благодарственное письмо или, например, экскурсия на производство, приглашение на мероприятие, размещение имени спонсора на доске почета и т.д. Материальные бонусы могут включать сувенирную продукцию (календари, ручки, блокноты, значки) или же непосредственно товары и услуги самого социального предприятия. В проекте должны быть предусмотрены вознаграждения разного уровня, в зависимости от перечисленной суммы.

7. Продвижение проекта

Краудфандинговый сбор — это интенсивная работа. Никто не узнает о вашем замечательном проекте, если о нем не рассказывать. Уделяйте продвижению проекта не менее часа в день, регулярно обновляйте новости, отвечайте на поступающие вопросы, привлекайте внимание. Заранее составьте базу СМИ, пабликов и блогов, в которых рассчитываете продвигать кампанию, подготовьте пресс-релизы, посты для публичных страниц.

Как правило, желание поддержать проект возникает у донаторов в следующих случаях:

  • виден неподдельный энтузиазм автора проекта;
  • они испытывают симпатию и уважение к автору, исходя из его прежних заслуг;
  • хотят получить заманчивый бонус;
  • желают стать частью команды и приобщиться к проекту.

8. Послание спонсорам

Чем креативнее окажется послание, тем лучше. Не ограничивайте свою фантазию стандартными обращениями: станцуйте или нарисуйте картину, исполните песню, сделайте инсталляцию или устройте флешмоб. Будьте трогательны и откровенны, а главное — будьте самими собой. Искренность позволяет увлечь людей идеей. Расскажите о себе, о том, как давно вы занимаетесь этим делом, каковы ваши достижения. Раскройте кратко суть проекта: как возникла идея, на какой стадии находится, почему важна. Объясните, на что конкретно собираетесь потратить деньги. Важно показать что-то, что уже сделано в рамках проекта (прототип, заготовки, пробы). Расскажите немного о самых интересных акциях. Завершите послание призывом поддержать проект.

9. Завершение проекта

Вне зависимости от того, успешной оказалась кампания или нет, первое, что необходимо сделать после ее окончания, — сообщить аудитории об итогах и поблагодарить спонсоров. Если проект не собрал заявленной суммы, люди должны знать, что деньги будут им возвращены. Даже в случае неудачи, автор неизбежно получает от краудфандинговой кампании массу плюсов: о новой идее узнает широкая аудитория, можно внести коррективы в продукт или услуги, приобретается опыт работы со СМИ, блогерами и социальными сетями. Сразу после окончания проекта автор подписывает подготовленные платформой акты о переводе денег. В течение 3–5 рабочих дней после подписания этих документов собранные деньги перечисляются на указанный в соглашении расчетный счет. В случае успеха важно быть максимально щепетильным в раздаче вознаграждений. Своевременная отправка бонусов обеспечит положительные отзывы и повысит доверие к будущим проектам. Только когда все бонусы будут выданы, можно начинать работу над новым сбором средств.

вернуться в раздел


Читайте также
Сегодня социальная миссия бизнеса не экзотика, не прихоть чудаков-альтруистов, а необходимость. Даже тот, кто отчего-то равнодушен к проблемам местного сообщества и планеты Земля в целом,…
читать полностью
Как нанять людей с инвалидностью. Юридический ликбез.
Если в вашей компании больше 100 сотрудников, как минимум двое должны быть людьми с ограниченными возможностями. Знают об этом правиле далеко не все предприниматели, а…
читать полностью
Как НКО создать релиз для телеканала: семь советов Марины Извариной
Главный редактор Дирекции утреннего телеканала Первого канала рассказала в медиаклубе «АСИ-Благосфера», как некоммерческой организации сделать так, чтобы о ее событии сняли сюжет. Рассказать историю По…
читать полностью
4 стиля успешного руководителя
Роман Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» начинается с фразы о том, что все счастливые семьи похожи, а вот каждая несчастливая несчастлива по-своему. Эту аналогию можно…
читать полностью
Как презентовать проект донорам
Этим материалом мы завершаем цикл бизнес-советов серии «Школа социального предпринимательства». В ходе 12 публикаций были рассмотрены основные этапы построения социального предприятия: от идеи и расчета…
читать полностью

Метки


Фонд региональных социальных программ «Наше Будущее»
119019, г. Москва, ул. Знаменка дом 8/13, строение 2