Йогурт для всех: как наладить производство в бедной стране и накормить местных жителей

27
августа 2018
Автор: Елизавета Ендро

 

Когда Франк Рибу, генеральный директор Groupe Danone, и Мухаммад Юнус, обладатель Нобелевской премии мира и основатель бангладешского банка Grameen, случайно встретились в Париже в октябре 2005 года, в мире родилась новая социальная бизнес-модель. Две крупные организации объединили усилия в борьбе против нищеты и голода в Бангладеш, одной из беднейших стран мира. Так началась история социального предприятия Grameen Danone Foods и нового продукта – Shokti Doi.

Масштаб проблемы

Социальная проблема, стоявшая перед Бангладеш в 2005 году, была достаточно велика: около 30% взрослого населения и 56% детей в возрасте до пяти лет страдали от плохого питания от умеренной до тяжелой степени. По данным ЮНИСЕФ, в целом у этой страны одни из самых высоких показателей

недоедания среди детей и

матерей.

Произвести йогурт для улучшения здоровья детей в стране с небольшим количеством холодильников и практически ежедневными отключениями электроэнергии – конечно, в тех областях, где она вообще есть, – задача непростая. Также партнерам предстояло придумать, как привлечь к работе местное неквалифицированное население, попутно повысив спрос на продукты местных производителей молока, и стать образцом экологически чистого производства. Но Франк Рибу и Мухаммад Юнус нашли решения для всех задач.

 


"Я полностью убежден, что наше будущее зависит от нашей способности исследовать и изобретать новые типы предприятий... Это отличная возможность добиться прогресса и сделать еще один огромный шаг к выполнению нашей миссии: принести здоровье через пищу как можно большему количеству людей".

Франк Рибу, генеральный директор Groupe Danone


Вызов безработице

"Пилотная" фабрика открылась в 2006 году в Богре, Бангладеш, и была специально разработана для реализации проекта. Ее функционирование обеспечивалось солнечной электростанцией, а в работе использовалось минимальное количество автоматических устройств и сложных механизмов специально для увеличения числа рабочих рук – так Grameen Danone Foods стала бороться с безработицей. В общей сложности к 2011 году компании удалось создать около 1600 рабочих мест в радиусе 30 км от завода.

При одновременном снижении первоначальных инвестиционных затрат и ограничении расходов на техническое обслуживание в будущем эта идея была обречена на успех.

На фабрике в Богре начали производить новый по составу продукт – йогурт Shokti Doi с повышенным содержанием витаминов и полезных микроэлементов. Здесь пригодился многолетний опыт французского гиганта Danone в разработке, производстве и контроле качества молочных продуктов.

Готовый йогурт фасуется в биоразлагаемые упаковки и продается по невысоким ценам, и здесь ключевую роль сыграли возможности банка Grameen. Обладая высокоразвитой и функциональной сетью филиалов по всей стране, Grameen занялся логистикой, обеспечив продукцией каждую отдаленную общину Бангладеш. В деревнях большая часть продаж осуществляется методом "от двери до двери", в городах – через магазины и супермаркеты.
Цена продукта была установлена с учетом стоимости молока, которое производилось исключительно местными микрохозяйствами – никакого импорта и крупных игроков.

Реальные эффекты

Главным приоритетом этого проекта является социальное воздействие. Йогурт Shokti Doi отвечает прежде всего потребностям местного населения в питании. Исследователи Danone разработали формулу, обогащенную питательными микроэлементами настолько, что одна порция йогурта может обеспечить до 30% суточной потребности ребенка в витаминах и минералах. И это по цене, доступной даже самой бедной в Бангладеш семье!
Помимо этого, заводы Grameen Danone в Бангладеш помогают бороться с вырождением сельской местности и стимулируют экономическое развитие страны.

Продажи и объемы производства продолжают расти в годовом выражении, при этом завод работает на 70% от максимальной производственной мощности в 3000 тонн. В деревнях постоянно проводятся образовательные кампании, а на национальном телевидении одно время даже показывали рекламы с участием Юнуса с целью рассказать о йогурте как можно большему числу людей.

Еще одним шагом на пути к популяризации социальной миссии проекта в 2007 году стало открытие фонда финансовой поддержки "Сообщество Danone" (Danone Community). Это инструмент финансирования не только для Grameen Danone Foods, но и для других социальных бизнес-инициатив компаний. К сегодняшнему дню "Сообщество Danone" стало сетью социальных предприятий, ориентированных на сокращение бедности и недоедания в мире. В его распоряжении – около 100 миллионов евро.

Бизнес-модель Grameen Danone предлагает захватывающие новые возможности для развивающихся стран. Сейчас руководители проекта начинают продвижение в Сенегале и Камбодже и в будущем надеются расширить присутствие фонда на другие страны.

Перспективы

Недавно независимая неправительственная организация The Global Alliance for Improved Nutrition (GAIN) провела анализ реальных преимуществ регулярного потребления йогурта Shokti Doi – результаты однозначно показали улучшение показателей IQ и процесса роста у детей, потребляющих один йогурт в день в течение года.
В связи с этим Grameen Danone Foods уже объявила о решении в ближайшие 10 лет создать больше заводов и еще несколько сотен рабочих мест. В этом поможет "Сообщество Danone".

вернуться в раздел

поделиться:

Читайте также
Ooho – "съедобная" вода в альтернативной упаковке
В мировой океан ежегодно попадает от 4,8 до 12,7 млн тонн пластика, при этом среднее время разложения пластиковой бутылки занимает около 400 лет. При сжигании…
читать полностью
Учение – свет: как сделать образование доступным для всех
  В 2013 году при поддержке ЮНЕСКО открылся фонд, главная цель которого – борьба за право девочек и женщин на получение образования. Основателем его стала…
читать полностью
Наряды в отраду: как модная одежда спасает от нищеты
Главная цель, которую должен ставить любой социальный предприниматель, – менять мир к лучшему. С каждым днем таких проектов становится все больше, как и растет число…
читать полностью
«Задача государства — позволить социальным предпринимателям делать свою работу»
Крейг Дарден Филлипс — основатель и управляющий директор британской компании Stepping Out, которая помогает государственным социальным службам и НКО внедрять бизнес-модели, рассказал об истории социального…
читать полностью
Такая разная переработка
Наша планета захламлена. С каждым днем мусора на ней становится все больше. Но если для экологов это повод (и весомый) бить тревогу, то для социальных…
читать полностью

Метки

Фонд региональных социальных программ «Наше Будущее»
119019, г. Москва, ул. Знаменка дом 8/13, строение 2