Энциклопедия социального бизнеса

08
февраля 2017
Автор: Юлия Комарова

В 2017 году выходит в свет третье издание каталога «Социальное предпринимательство России», рассказывающего о ключевых проектах в этой сфере. Как показал опыт двух предыдущих изданий, «энциклопедия» отечественного социального бизнеса пользуется неизменной популярностью у предпринимателей, чиновников, экспертов, журналистов, представителей вузовских кругов. Людям, причастным к этому направлению деятельности, очень важно понимать: «сколько нас, что мы делаем и куда двигаемся». О целях и задачах каталога, а также тенденциях развития социального предпринимательства в России порталу «Новый бизнес: социальное предпринимательство» рассказал автор идеи, директор Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway Владимир Вайнер.

- Если судить по тому, что происходит сегодня в сфере социального предпринимательства, тема агрегации информации о проектах социального бизнеса сегодня очень актуальна. Можно ли в принципе «посчитать» этот рынок, измерить его емкость?

- Тут есть два момента. Задача каталога — сформировать целостный образ очень разных предприятий, занимающихся одним делом в инновационном поле экономики, плюс показать их как коллективного нового игрока на экономическом рынке. Составляя каталог, мы не придавали значения форме собственности: ООО, НКО или ИП. Нам важно, что все предприятия по своей модели и воздействию являются частью нового экономического сегмента — социального бизнеса. В этом отличие от того, как обычно считает государство. Оно, как правило, опирается на какие-то формальные признаки: отдельно может посчитать коммерческие предприятия, претендующие на статус социальных, отдельно — тех, кто, например, является поставщиком государственных или муниципальных услуг, другой список — для социально ориентированных некоммерческих организаций и т.д. В итоге на одном поле социального бизнеса может возникнуть 5–10 разных государственных реестров. Все-таки у государства несколько иные цели: формализовать, посчитать, упорядочить. Для нас главное — выявить тех, кому нужна поддержка.

- Каталог издается совместно с Фондом «Наше будущее»?

- Совершенно верно. Фонд «Наше будущее» хорош тем, что всегда открыт новому. Мы сотрудничаем с этой организацией уже шесть лет и ежегодно презентуем целый ряд новых идей и проектов в области социального предпринимательства. Когда в 2014 году впервые возникла идея с каталогом, я принес в Фонд зарубежные аналоги, чтобы продемонстрировать, насколько наглядно с помощью подобных сборников можно представить всю отрасль в целом. И нас поддержало руководство Фонда, за то мы ему очень благодарны.

- В первом каталоге было 50 социальных предприятий, во втором — 80, а сейчас — более 100. Растет количество предприятий в стране или расширился охват темы?

- И то, и другое. Если в первом каталоге были в основном представлены такие флагманы социального предпринимательства, как «Бампер», «Веселый войлок» или «Коломенская пастила», т.е. те, кто находился у истоков, работал с самого зарождения этой темы, то в последнем, третьем, каталоге даже сотню было сложно выбрать — столько новых региональных предприятий возникло.

- Можно было бы больше?

- Да, но каталог и так каждый раз по объему удваивается. Адресный список предприятий, которые не вошли в основную часть, тоже увеличивается из раза в раз. Сначала там было 150, затем 350, а сейчас уже под 600 проектов.

- Помимо собственно бумажной версии каталога, у вас ведь есть еще и электронный онлайн-ресурс?  

- Да. Существует открытый сайт coindex.ru — на нем информацию о себе может самостоятельно добавить любой социальный предприниматель. Наш каталог — это многоступенчатая система. Первая ступень — это веб-ресурс, на котором самостоятельно регистрируются те, кто идентифицирует себя с социальным предпринимательством. То есть сами мы кого-то заочно туда внести не можем. Это большая открытая база данных с рубрикацией по регионам и направлениям деятельности. Сейчас зарегистрировано около 600 организаций, и каждый день регистрируется кто-то новый. Из них мы выделяем тех, кто максимально четко прописал свои бизнес-модель и социальную составляющую, а также предоставил презентацию и фотоматериалы.

Из таких предприятий, предоставивших наиболее полную и убедительную информацию, и состоит наш каталог — все его сто разворотов. Остальные уходят в индекс предприятий, который является отдельным разделом.

- Каким тиражом выходит каталог?

- Каталог существует и в бумажном, и в электронном виде. Печатное издание — это порядка 3 тысяч экземпляров, в электронном виде каждое издание скачивают примерно 3–5 тысяч раз. Причем бумажная версия — это бестселлер, за ним охотятся.

- Он ведь еще и очень красиво оформлен, его просто приятно подержать в руках.

- Спасибо! Это заслуга наших партнеров — известной дизайн-студии Wowhouse. Они провели конкурс среди иллюстраторов, отобрали лучших. Например, для третьего издания обложку рисовал художник из Черногории. Серьезная оформительская работа шла над каждым разворотом. Этим наш каталог отличается от формальных списков.

- Да, все сделано с любовью, и это чувствуется. А в каком направлении вы планируете развиваться дальше? 

- Возникли три новые истории: локализация печати, обновление рекламных полос и сервисов для социальных предпринимателей и идея делать партнерские вложения. В этом году мы впервые представим каталог также и в виде отдельного файла, который можно скачать и распечатать самостоятельно.

- А есть такая потребность?

- Да, оказалось, что и в России, и в русскоязычном мире за границей при организации различных форумов и конференций бывает очень нужно распечатать и размножить наш каталог. Раньше технически это было невозможно, а для издания 2017 года мы данную опцию открыли.

Другое важное новшество — ежеквартальное обновление рекламного блока. Наш каталог состоит из трех частей: подробные рассказы о проектах, затем  индекс с контактами предприятий, а дальше идут рекламные полосы ключевых сервисов или конкретных предприятий, центров инноваций социальной сферы и т.д. Этот рекламный блок в электронном файле мы планируем обновлять каждые три месяца.

Кроме того, при допечатывании каталогов для различных форумов мы планируем делать специальные партнерские вложения. Например, если это слет социальных предпринимателей региона, то мы можем положить в каталог истории каких-то локальных социальных предприятий, которые в основную часть каталога не вошли.

Еще в каталоге впервые промаркированы те предприятия, которые прошли сертификацию Фонда «Наше будущее», а также поставщики Торгового дома «Больше, чем покупка!» (стратегический проект Фонда, направленный на обеспечение доступа социальных предприятий к массовому рынку - ред.). Думаю, что появятся и другие маркировки.

- Какие тенденции вы видите в развитии самой сферы социального бизнеса? Какие проекты и направления преобладают?

- Дискурс социального предпринимательства сейчас меняется. Раньше большое количество проектов возникало в сфере дошкольного образования, потому что не хватало мест в муниципальных детских садах и любой частный детсад мог позиционировать себя как социальное предприятие. Сейчас таковыми, пожалуй, можно считать только те, кто ориентирован на инклюзию: адаптацию среды для детей с инвалидностью или обеспечение индивидуальных развивающих программ для каждого ребенка с учетом его талантов.

Сейчас идет волна открытия пансионатов для пожилых людей. Но и здесь далеко не все проекты можно назвать социальным предпринимательством. Большинство все-таки ориентировано на зарабатывание денег, на бизнес (пусть и сложный), а не на решение социальных проблем. Получается, что настоящих социальных предпринимателей и инвесторов — тех, кто занимается этим ради общественного блага, а не ради увеличения капитала, — у нас не так много.

Если говорить о трендах, то мы видим рост проектов, связанных с социализацией, реабилитацией и трудоустройством инвалидов и людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Пожалуй, это и есть ключевой сегмент социального предпринимательства: включение граждан в экономику, повышение качества жизни, их самореализация.

Но если мы заглянем в глубинку, то мы поймем, что почти все жители там являются социально незащищенными, многие находятся за чертой бедности, а потому почти любая экономическая жизнь в каких-то отдаленных сельских районах оказывается социальным предпринимательством. Конечно, нельзя отнести к социальному бизнесу, скажем, гигантский агрокомплекс, но большинство сельских микробизнесов — по строительству, переработке дикоросов (как в проекте Вronski), деревообработке или развитию ремесел — это сегодня социальное предпринимательство.

- То есть фокус вашего внимания перемещается на периферию? 

- Можно и так сказать. В крупных городах уже есть и успешные социальные предприятия, и предпринимательское сообщество, и доступные возможности получения разнообразной помощи. На селе и на отдаленных территориях пока не так. И наша организация, и Фонд «Наше будущее» — это институты развития, поэтому нам необходимо быть чуть-чуть впереди, заглядывать в те области, которые наименее освоены. И в нашем каталоге есть такие проекты, например Аltourism и «Ошевенск — наследие севера», цель которых — помочь людям в малых городах и селах развивать свою территорию.

- Есть ли еще какие-то проекты или направления в новом каталоге, о которых вы хотели бы рассказать?

- В этом году мы решили провести небольшой эксперимент — начали поддерживать проекты, которые за рубежом называются «комьюнити-центрами», а в России — «соседскими центрами». Мы назвали их «центрами городов будущего». Постараюсь объяснить. Представьте, что мы организуем некое пространство для рядом живущих людей, где они могут собираться, общаться, делиться своими знаниями и умениями, обмениваться товарами и услугами (шеринг-экономика), совместно что-то покупать, пользоваться оборудованием и т.д. Если в этих условиях появляется некий микробизнес ,  то он, как правило, всегда привязан к конкретным локальным потребностям и проблемам людей и по факту является социальным. Мы думаем, что экономика городов будущего будет иметь ярко выраженный социальный акцент. Соответственно, мы стараемся найти подобные проекты и помочь им развиваться. В новом каталоге представлены три таких центра. Думаю, что это — только начало.

вернуться в раздел

поделиться:

Читайте также
Основные тренды экобизнеса
2017 год объявлен в России Годом экологии. Сохранение окружающей среды — одно из важнейших направлений деятельности социальных предпринимателей. Продолжаем рассказывать о российском опыте развития «зеленой…
читать полностью
«Больше, чем покупка!»: три года и три месяца спустя
28 января 2014 года на двух подмосковных АЗС «Лукойл» появились стенды с необычным логотипом: магазинная тележка, везущая красное сердечко — символ милосердия. На витринах расположились…
читать полностью
Социальное предпринимательство становится модной темой
Эксперт проекта «Теплица социальных технологий», руководитель Школы социального предпринимательства «Новотерра» Евгений Дубровин прогнозирует появление большого количества «эффективных» и «красивых» фондов. Эта тенденция уже заметна на…
читать полностью
Ваш старт в социальном бизнесе
Для социальных предпринимателей, как и представителей классического бизнеса, вопрос №1 сегодня — где взять деньги на развитие своего дела? Одна из возможностей — участвовать во…
читать полностью
Социальные кооперативы — между прошлым и будущим
Кооперативы как форма сотрудничества и горизонтальных связей были распространенным явлением в дореволюционной России. Человек постсоветского времени и пространства не привык доверять и не умеет договариваться.…
читать полностью

Метки


Фонд региональных социальных программ «Наше Будущее»
119019, г. Москва, ул. Знаменка дом 8/13, строение 2