Франчайзинг по-русски: проблемы и перспективы развития

12
августа 2016
Автор: Екатерина Савостьянова

Франчайзинг в России — явление достаточно новое и очень быстро развивающееся. Эта бизнес-модель появилась на отечественном рынке в середине 90-х — и сегодня эксперты говорят о 1300 франчайзинговых проектах в 60 различных сферах деятельности. Об особенностях франчайзинга в России, его социальных форматах, проблемах, перспективах и о многом другом рассказывает один из ведущих российских экспертов в этой сфере генеральный директор ООО «Франчайзинг-Интеллект», представитель Российской ассоциации франчайзинга в Пермском крае и Кировской области Юлия Богушевская.

- Юлия Викторовна, как можно описать состояние франчайзинга в России?

- По общему признанию российских экспертов, наша страна отстает в развитии франчайзинга от передовых стран мира примерно лет на 10. Мы сейчас, конечно, не в начале пути, но пройти нам предстоит еще очень много. Это касается и качества большинства российских франшиз, и законодательства, и инфраструктуры развития франчайзинга, и этики взаимоотношений сторон франчайзингового договора, и уважения к интеллектуальной собственности… За двадцатилетний опыт реализации франчайзинговых отношений рынок франчайзинга в России значительно вырос. Сегодня он оценивается почти в 5 млрд долларов.

- Франчайзинг по-русски — что это такое? В чем заключаются основные особенности франчайзинга в России?

- Прежде всего это высокие темпы роста количества франчайзинговых проектов на российском рынке. По данным специалистов Европейской ассоциации франчайзинга (EFF), за последние три года рынок франчайзинга в России увеличился на 98%. По информации Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), Россия в последние годы является лидером по росту количества франчайзинговых компаний.

По оценкам РАФ, рынок франчайзинга в России за последние пять лет увеличивался на 25% ежегодно. За последний год темпы роста снизились и составляют 15%. Общее количество франчайзинговых компаний в России составило 1300, а франчайзинговых точек — 74 657. Но количество не всегда соответствует качеству. Последнее, к сожалению, недостаточно высоко. На рынке франчайзинга в России присутствует очень много недобросовестных франчайзеров, предлагающих франчайзинговые проекты низкого качества. В интернете вы найдете большое количество порталов, размещающих каталоги, списки и примеры франчайзинга в России. Однако сразу оговорюсь, и это очень важно: больше половины франшиз, заявляющих о себе как о франшизах на отечественном рынке, таковыми вовсе не являются! Они не обладают комплексом признаков, присущих качественной, успешной и честной франшизе.

Проблемы развития франчайзинга в России

- В сети можно найти и советы по выбору франшизы: на что обратить внимание при ее покупке, что должно насторожить.

- Безусловно, необходимо обратить внимание на опыт франчайзера, его  репутацию, количество проданных франшиз, какую поддержку он оказывает франчайзи. Но я бы советовала для минимизации рисков не заниматься собственными изысканиями, а пользоваться достоверными ресурсами, размещающими информацию в своих каталогах об успешных примерах франчайзинга в России. Это, например, порталы www.rusfranch.ru, www.buybrand.ru, www.franshiza.ru, www.franch-i.ru. Кроме того, эксперты рекомендуют использовать данные национального реестра франшиз. Он формируется Российской ассоциацией франчайзинга (РАФ), которая, впрочем, оговаривается, что гарантировать стопроцентно надежные данные может лишь в отношении тех компаний франчайзинга, которые являются членами РАФ. 

- Приведите, пожалуйста, самые успешные примеры франчайзинга в России.

- Их тоже очень много. Одни из самых популярных — «Лукойл», «Перекресток Экспресс», «Планета Фитнес», «Пятерочка», «Инвитро», «IL Патио», Subway, «Шоколадница», Tele2 и многие другие. Выбрать «самые-самые» достаточно сложно, ведь франчайзинг в России представлен сейчас в 60 с лишним сферах деятельности и сравнивать эти компании между собой не так просто.

- Если говорить о статистике франчайзинга в России, как распределяются компании по отраслям? 

- Наибольшая доля принадлежит торговле, общепиту и услугам для бизнеса и населения. На долю ритейла приходится 40% франшиз, в общепите их 27%, услуги бизнесу оказывают 12% компаний франчайзинга в России, населению — 8%. Активно растут франчайзинговые проекты, связанные с детством: одежда для детей, обучение, детский досуг, развивающие детские центры, частные детские сады, проекты, направленные на оздоровление и физическое укрепление детей. 

Социальный франчайзинг

- Здесь мы плавно переходим к теме социальных франшиз. Какова их доля на рынке франчайзинга в России?

- Пока немного, всего 1,5%. Но это очень перспективное, набирающее силу направление. 

- В чем заключаются основные проблемы развития франчайзинга в России?

- У нас отсутствует система аттестации и стандартов соответствия франшиз, отсутствует даже официальная статистика франчайзинга в России. В большинстве регионов нет компетентных консалтинговых компаний, где можно получить информацию и снизить риски выбора некачественных франшиз. Нет на местах и коммуникационных площадок — Центров франчайзинга, да что там — не существует никакого системного обучения франчайзинговым отношениям (франчайзер — франчайзи). А оно жизненно необходимо для обеих сторон. Дело в том, что сама идея франчайзинга новичку обычно кажется простой. Но это ложное ощущение. Тема франчайзинга поистине бездонна, и чем больше в нее погружаешься, тем больше проблем, задач и ситуаций, требующих грамотного разрешения и описания возникает. А вот профессиональных и компетентных экспертов по франчайзингу в России очень и очень мало. И с этим тоже связаны проблемы франчайзинга в России. Еще об одной проблеме — недобросовестных предпринимателях — мы говорили в самом начале.

Перспективы развития франчайзинга в России

- Что вы можете сказать о перспективах развития франчайзинга в России?

- Если коротко: они огромны! Интерес предпринимательского сообщества к теме франчайзинга в России очень велик. Если нам (Российской ассоциации франчайзинга, федеральным ведомствам и негосударственным организациям, занимающимся  развитием малого и среднего предпринимательства) удастся сделать рынок франшиз максимально цивилизованным, прозрачным и понятным, франчайзинг будет мощнейшим катализатором развития МСП. Снижение рисков при старте, удлинение жизненного цикла бизнеса, синергия творческого и делового потенциала всех партнеров франчайзинговой сети — все это непременно даст мощный рост среднего класса в нашей стране, а значит, и последующую стабилизацию экономической и социальной обстановки. Россия — интереснейший рынок для иностранных брендов, нашим франчайзерам тоже интересен выход за пределы страны, соответственно, неизбежен рост экономической интеграции. Я думаю, что цивилизация рынка франчайзинга, отсеивание непрофессионалов, законодательная поддержка — все это дело самого ближайшего будущего. Так что перспективы развития франчайзинга в России, по моему твердому убеждению, самые блестящие.

вернуться в раздел


Читайте также
«Двухголовый» бизнес берет на себя социальные проблемы
В Европе социальное предпринимательство становится мейнстримом и постепенно будет занимать все большую долю рынка. Россия пока догоняет. «Я чувствую себя двухголовым:  одна голова думает о…
читать полностью
Социально ли частное образование?
Несмотря на общие сложности в экономике, в России бурно растет сектор негосударственного дополнительного образования. Дети идут в кружки робототехники, осваивают иностранные языки, взрослые переучиваются на…
читать полностью
Галина Карелова: «Благодаря бизнесу в социальной сфере появилось много инноваций»
В последнее время все более заметным становится влияние некоммерческих организаций на социальную сферу. НКО стали серьезным общественным ресурсом. Об особенностях их деятельности, о законодательных сложностях…
читать полностью
Вадим Носов: «Спрос на социальные услуги растет быстрее, чем развивается рынок»
Рынок патронажных услуг в России пока еще только в стадии формирования. Большинство организаций, работающих в этом сегменте, представляют собой крошечные агентства, состоящие из двух-трех менеджеров. Эти…
читать полностью
На равных: как стать партнером крупной корпорации
Говорят, что в бизнесе, в танго и в жизни главное — партнер. Для социального предпринимательства эта максима справедлива вдвойне: дружба «по расчету» с крупными корпорациями…
читать полностью

Метки


Фонд региональных социальных программ «Наше Будущее»
119019, г. Москва, ул. Знаменка дом 8/13, строение 2