Игорь Сухотин: «Мы считаем, что социальные проблемы надо решать бизнес-способами»

21
августа 2017

«Норникель» — постоянный надёжный партнёр регионов, где расположены предприятия компании, который всегда активно участвует в региональных и федеральных программах, поддерживающих социальную сферу, спорт и культуру. Так, в прошлом году компания инвестировала в местные сообщества и благотворительную деятельность 7,4 млрд руб. (в 2015 на те же цели — 7 млрд руб.). Всего на программы социальной направленности, благотворительность и развитие социальной инфраструктуры компания направила 23,6 млрд руб.

В регионах присутствия компании действуют различные грантовые конкурсы и программы социальной направленности, призванные улучшить жизнь населения. О них и о других способах развития общественного пространства в моногородах проекту+1 РБК рассказал начальник управления благотворительных программ компании «Норникель» Игорь Сухотин.


Стратегия вашей благотворительной программы «Мир новых возможностей» связана с развитием регионов присутствия компании и спецификой моногородов. По каким основным направлениям вы работаете и почему?

Наши регионы не самые простые — в основном они располагаются за полярным кругом. В Норильске среднегодовая температура отрицательная, туда можно добраться только самолётом или по воде, и кроме нашей компании там никого нет. Основных направлений у нас три: развитие инноваций, поддержка общественных инициатив и социальных предпринимателей.
Например, мы проводим грантовый конкурс, его фонд — 100 млн рублей в год. В 2016 году на конкурс поступило 385 заявок от общественных и городских организаций, совсем недавно мы поздравляли победителей. Номинации включают экологию, развитие городской среды, научно-техническую деятельность. Это и есть тот комплекс инициатив на местах: интересные проекты и команды позволяют решать проблемы, которые волнуют горожан. Форум социальных технологий — другая площадка, где жители рассказывают о своих достижениях, победители представляют уже реализованные проекты.


А в чем ценность поддержки социальных предпринимателей для компании?

В наших регионах есть дефицит услуг, связанный с обучением, развитием детей, с досугом. Мы считаем, что социальные проблемы надо решать бизнес-способами, тогда решения будут устойчивыми. В эту сферу мы вовлекаем новых людей с опытом и технологиями. Это работает в формате акселератора стартапов. У нас проходит три обучающих сессии, по итогам участники составляют бизнес-план своего проекта, представляют его на инвестиционной сессии. На реализацию самых успешных проектов мы даем беспроцентный возвратный заем на два года. Люди должны понимать, что наша компания — это не единственный жизненный сценарий на этих территориях, здесь можно и свое дело открыть. Как правило, стартует порядка 90 человек, а на выходе мы получаем 15–16 бизнес-планов.

Можете привести примеры самых успешных?

Два проекта в 2016 году были реализованы: гостиница в поселке Никель Мурманской области, там на несколько месяцев вперед все номера забронированы. И медицинский центр в Заполярном. До этого люди ездили в Мурманск даже только для того, чтобы анализы сдать. Еще пример: в начале февраля в Норильске откроется местный городской молочный комплекс, а сейчас туда детское питание доставляют самолётом.

Почему для «Норникеля» важна поддержка инноваций? Как это связано с отраслевой спецификой компании?

Будучи горно-металлургической компанией, мы сталкиваемся с тем, что престиж инженерных и рабочих специальностей не так высок. Чтобы начать эту ситуацию менять, мы делаем ставку на детей и молодежь. В Норильске и Мончегорске мы открыли «Фаблабы» — кружки научно-технического творчества. Они бесплатные, с разнообразным набором инструментов, от 3D-принтеров до станков для обработки любых поверхностей.
Совместно с МГУ мы проводим фестивали научных открытий, рассказываем о состоянии науки сегодня, привозим молодых ученых, которые читают лекции. Поддержали создание детского технопарка «Кванториум» в Красноярске. Мы хотим показать: наука в России развивается, здесь можно быть успешным, престижным, финансово стабильным. Посещаемость фестиваля в Норильске, к примеру, составляет почти семь тысяч жителей.

Меняет ли это жизненное пространство в моногороде?

В нашем случае среда — это приложение к пакету сотрудника. Он должен понимать, что, помимо сурового климата и высокой заработной платы, в Норильске он получает возможность заниматься саморазвитием и развитием своих детей. У многих есть ощущение, что их жизнь отложена на потом. А нужно жить и развиваться здесь и сейчас. Города в Заполярье строились при советской власти. Сейчас приходит новое поколение, у которого другие ориентиры и другие ценности. Молодежи сегодня сложно представить жизнь без комфортной городской среды с доступным досугом и возможностями собственного роста и образования, без интернета и социальных сетей. И мы уже сейчас прокладываем в Норильск оптоволокно, например.

Как вы оцениваете эффективность ваших социальных программ?

Оценка «Мира новых возможностей» у нас запланирована на следующий год. Программе будет три года, это оптимальный срок для того, чтобы понять, насколько хорошо она работает. Для нас важно: возникновение горизонтальных связей в проектах, партнерские отношения участников, наличие собственного вклада в проект не менее 25%.
И уже сейчас видно, как меняется в эту сторону ситуация в том же Норильске. Люди остаются в среде, вовлекаются в ее изменение. Одним словом, сами творят и преобразуют свое жизненное пространство.

Источник: ИА 1-Line 

вернуться в раздел


Читайте также
Александр Карлин: «Рассматриваем социальное предпринимательство как стратегическую силу»
Алтайский край исторически земля первопроходцев: вслед за казаками и солдатами сюда шли крепкие крестьяне и предприимчивые купцы, в короткий срок освоившие этот удивительный уголок России.…
читать полностью
Оценка качества социальных услуг: опыт центра инноваций социальной сферы Кабардино-Балкарии
С наступлением интернет-эры стало привычным, прежде чем воспользоваться услугой или товаром, изучать оставленные предыдущими клиентами отзывы. Рейтинги на основе пользовательских рекомендаций давно и прочно стали…
читать полностью
Наталия Зверева: Социальному предпринимательству быть
Никто не станет спорить, что экономика России сегодня находится в состоянии кризиса. Кризис — это резкое изменение условий, прохождение поворотного пункта, время принятия решений. Пожалуй,…
читать полностью
Карта социального предпринимательства Европы. Поддержка и риски
Мы завершаем публикацию выдержек из Обзора социального предпринимательства в странах Европы, подготовленного Европейской комиссией (с первым материалом можно ознакомиться здесь). В первой части речь шла…
читать полностью
Строим бизнес на основе «детских» франшиз
Российский рынок детских товаров и услуг – один из самых лакомых кусочков общемирового пирога. По данным АПИДТ, его ежегодный прирост держится на уровне не менее…
читать полностью

Метки


Фонд региональных социальных программ «Наше Будущее»
119019, г. Москва, ул. Знаменка дом 8/13, строение 2