Рейтинг регионов

03
июля 2012
Автор: Игорь Задорин

Какие российские регионы готовы развивать соцпредпринимательство – ответить на этот вопрос было призвано исследование группы ЦИРКОН, проведенное в начале 2012 года. О его итогах рассказывает генеральный директор группы Игорь Задорин.

В январе – мае 2012 года группа ЦИРКОН по заказу Фонда “Наше будущее” провела исследование “Классификация российских регионов по потенциалу развития социального предпринимательства”.
Нашей целью было определить наиболее перспективные для развития социального предпринимательства регионы (технология социальной картографии).

На первом этапе был проведен специальный, “вторичный” анализ открытых данных: государственной и ведомственной статистики, региональных индексов рейтинговых агентств, результатов массовых региональных опросов и т.п.
В итоге анализа этих данных мы выявили 37 показателей, которые могут отражать потенциал развития СП в регионе (они были разбиты на три группы – “готовность”, “стимул”, “климат”). Эти показатели оценили 8 экспертов и по их оценкам был отобран 21 наиболее значимый показатель. Они позволили нам составить рейтинг регионов: показатели отразили экономическое положение региона, уровень развития малого предпринимательства и некоммерческого сектора, развитость системы поддержки малого и среднего бизнеса. Также, составляя рейтинг, мы учитывали субъективный фактор. В итоге было выбрано 10 наиболее перспективных для развития СП регионов. Какие регионы мы отобрали, а какие исключили?
При составлении рейтинга классификация разделила регионы на 6 типов. Из нашего дальнейшего исследования были исключены регионы с высоким уровнем жизни и большим количеством разнообразных возможностей по развитию и поддержке (среди них – Москва), а также такие регионы, где наблюдаются низкие уровень жизни, общественной активности, потенциал и уровень развития малого и среднего бизнеса.

“Как показывают результаты Всероссийского конкурса “Социальный предприниматель”, из регионов последнего типа поступает крайне малое количество заявок, – говорит Ирина Павлова, руководитель Дирекции по развитию и поддержке социального предпринимательства, Фонд “Наше будущее”. – А значит, в настоящее время в этих регионах нет почвы для развития предпринимательства, даже социального”.

Таким образом, в наше исследование вошли регионы 2-го, 3-го и 4-го типа со средним уровнем жизни и средним уровнем и потенциалом развития малого и среднего бизнеса – нейтральная внешняя социально-экономическая среда и высокий (прогнозируемый) уровень общественной активности могут дать неплохой результат для развития соцпредпринимательства.

Второй этап реализации проекта представлял собой работу с целевой аудиторией – мы провели опрос более 1000 руководителей предприятий малого бизнеса (потенциальных социальных предпринимателей). В каждом регионе – от 80 до 120 респондентов.


Мы определяли уровень их готовности (склонности) к освоению ценностей, норм и практик социального предпринимательства. Специально разработанная анкета опроса включала 4 основных блока вопросов, отражающих главные характеристики социального предпринимательства:

1) гуманистические ценностные ориентации и общественная активность,
2) социальная ответственность, склонность к деятельности, направленной на решение социальных проблем,
3) инновационность мышления и деятельности,
4) экономическая эффективность бизнеса.

На основе ответов мы анализировали не только разные аспекты склонности к СП, но и сводный показатель склонности респондента к социальному предпринимательству. В итоге каждый респондент был оценен по 100-балльной шкале.

Респонденты, имеющие значение индекса склонности к СП выше, чем 66 баллов (нижняя строка), были признаны склонными к СП – их набралось около 10%.
И на основе показателей отдельных респондентов были рассчитаны индексы потенциала развития СП для каждого региона.
Ценностные ориентации оказались наиболее сильно развиты у предпринимателей Калужской и Иркутской областей, а также Краснодарского края.
Социальная ответственность – у предпринимателей Краснодарского края, Тюменской и Вологодской областей. Инновационные идеи в большинстве своем рождаются в Тюменской и Ростовской областях, а также в Краснодарском крае.

Экономическая эффективность работы предприятий наиболее высока в Краснодарском крае, Калужской и Ростовской областях, а также в Республике Башкортостан.
Однако стоит отметить, что социальная ответственность в основном высока у малых и средних предприятий, микропредприятия от них сильно отстают. С одной стороны, микропредприятий намного больше, чем малых и средних, но потенциал развития СП у них гораздо ниже. Но это и объяснимо – выживать таким предприятиям гораздо сложнее, поэтому их в первую очередь интересует получение прибыли и они пока меньше задумываются о своей социальной миссии. Что же касается развития социального предпринимательства в конкретной сфере, то стоит отметить, что самый низкий потенциал наблюдается в сфере оптовой и розничной торговли, несмотря на развитость сферы и большое количество в ней предприятий, а самый высокий – в сфере производства и строительства. Относительно инновационности наше исследование выявило не сформировавшееся в обществе понимание и отношение к этому термину (в отличие от остальных показателей, которые легко формировали Гауссовы кривые).

Наиболее перспективными оказались Краснодарский край и Тюменская область (наиболее высокий потенциал развития СП), Калужская, Ростовская и Иркутская области (довольно высокий потенциал). Также в лидерах – Вологодская область и Республика Башкортостан.

Однако, по нашему мнению, хотя цели проекта достигнуты, его нельзя считать полностью завершенным. Заметим, что тест на склонность к социальному предпринимательству разрабатывался на основе опроса реальных предпринимателей – представителей малого бизнеса. Как любой тест, он требует верификации.

Но, как говорит руководитель проекта Людмила Шубина, “статистика всегда немного отстает от реальной картины развития, потому что какие-то новации, например привнесенные в город новым мэром, не сразу фиксируются и отражаются в статистике”. А это значит, что и у других регионов, не вошедших в число лидеров исследования, есть все шансы для развития социального предпринимательства.


Полную версию презентации исследования вы можете получить, направив письменный запрос в Фонд «Наше будущее».
Специально для портала "Новый бизнес: социальное предпринимательство"
Июнь-июль 2012 г.

вернуться в раздел

поделиться:

Читайте также
Информированность россиян о социальном предпринимательстве растет
В сентябре 2012 г. исследовательская группа ЦИРКОН провела всероссийский опрос населения «Социальное предпринимательство: восприятие россиян». По итогам которого «зафиксирована тенденция к росту информированности россиян о…
читать полностью
О социальном предпринимательстве: теория относительности Задорина
Генеральный директор исследовательской группы ЦИРКОН Владимир Задорин дал интервью Ольге Шлыковой (факультет социологии НИУ ВШЭ) о своем видении понятия социального предпринимательства, его состоянии и перспективах…
читать полностью
Бизнес Дон Кихота
Бизнес Дон Кихота 24 августа 2009
Газета "Ведомости" уверена, что большинство граждан нашей страны никогда не слышали такого понятия, как "социальное предпринимательство". И если с этим еще можно согласиться, то как…
читать полностью

Метки

Фонд региональных социальных программ «Наше Будущее»
119019, г. Москва, ул. Знаменка дом 8/13, строение 2