Социальный бизнес - исследуем, учим, внедряем

14
декабря 2011

9 ноября в Вене, в помещении The HUB Vienna (The HUB), прошла встреча представителей университетской среды, которая стала преамбулой к Глобальному саммиту социального бизнеса – 2011. В прошлом году нам не хватило отведенных на общение 3-х часов в рамках Глобального саммита социального бизнеса – 2010, и мы – представители университетов, институтов, школ – обратились к организаторам саммита с просьбой дать нам возможность подробнее и глубже обсудить интересные вопросы, связанные с социальным бизнесом. Обсудить, что это за явление, как развиваются социальные проекты, как и кому рассказывать о социальном бизнесе, как преподавать этот новый предмет, и каким образом университеты могут стать очень важным участником этого нового процесса.

И вот в нашем распоряжении оказался целый день. В течение него 40 представителей 27 университетов из 16 стран делились опытом, презентовали исследования, книги и журналы, обсуждали учебные программы, рассказывали о поисках и достижениях в лабораториях социального бизнеса.

Первое слово было предоставлено преподавателям и профессорам 9 разилчных высших учебных заведений, которые весьма подробно рассказали о текущей стадии изучения и преподавания социального бизнеса у себя в вузах

Так, профессор Масахару Окада из Университета Кууши (Япония) порадовал собравшихся новостью о том, что в этом году был создан Исследовательский центр социального бизнеса (мы писали об этом 29 ноября), в котором ученые и студенты продолжают работу в том числе над такими техническими новинками, как «мобильная клиника за 300 долларов», «e-Pass Book». Последний – это электронный гаджет, работающий на солнечных батарейках и совмещающий в себе функции платежной карты, диагностики состояния здоровья и многие другие. При этом себестоимость прибора такова, что при реализации его по цене, соответствующей принципам социального бизнеса, т.е. без убытка для производителя, он доступен людям, традиционно относимым к «низу пирамиды». Кстати, профессор Окада рассказал и о том, что японские коллеги пришли к выводу, что для обозначения данной целевой клиентской группы лучше использовать другой термин, а именно – unreached people (т.е. «неохваченные люди»).

Профессор Вонг Пох Кам из Национального университета Сингапура в своем выступлении остановился более подробно на мероприятиях, проводимых совместным предприятием, созданным Креативной лабораторией “Грамин” (Grameen Creative Lab) и Национальным университетом Сингапура, для студентов. Среди упомянутых мероприятий и ежегодная Неделя социального бизнеса, сочетающая в себе лекции и лабораторные исследования (в 2012 году она пройдет 20-24 февраля), и Social Business Track («мониторинг социального бизнеса»), ставший частью StartUp@Singapore, во время которого отбираются 6-10 социальных венчурных проектов и для них проводится поиск посевного финансирования, обучение (с привлечением менторов) и поиск потенциальных партнеров из числа фондов, финансирующих социальные венчуры, а также корпоративных партнеров и площадок, где можно протестировать инициативы, адресованные людям из «низа пирамиды». Разработан и внедрен проект Milaap (Loan a Little. Change a Lot) – возврат займов производится путем вычетов из зарплаты, проводимых работодателем (подробнее о проекте можно прочитать здесь - http://vimeo.com/12640020). Университетом Сингапура практикуются стажировки для студентов и преподавателей, выезды в районы, где населению требуется помощь, тестирование создаваемых в рамках проектов социального бизнеса инновационных продуктов. И, конечно же, конференции TEDx являются одним из лучших проверенных форматов для популяризации проектов социального бизнеса. Университет проводит их 2-3 раза в год.
Своими успехами и проблемами, размышлениями о дальнейшей траектории исследований и обучения поделились представители Университета Глазго-Каледония (Glasgow Caledonian University), Северо-Южного университета Бангладеш (North-South University Bangladesh), Высшей коммерческой школы Парижа (HEC Paris), Кельнского университета, Европейской бизнес-школы (Германия), Европейского института дизайна (Италия), CSU Channel Islands, Университета Флоренции.
Уже есть первые результаты программы обучения D4SB MBA (программа МВА «дизайн для социального бизнеса», созданная в Европейском институте дизайна), третий год преподается 100-часовой курс в Высшей коммерческой школе Парижа, разработаны и преподаются курсы, посвященные социальному бизнесу, и в других университетах.

Как учить? Кого учить? И зачем? Что станет результатом такого обучения? Обсуждение захватило участников встречи. И правда: можно ли и стоит ли укладывать такое новое явление как социальный бизнес в прокрустово ложе устоявшихся метрик и кредитов? Лекции и семинары – это добро или зло для прививания вкуса к созданию новых собственных бизнесов, ориентированных на пользу обществу? С другой стороны – а есть ли практика без теории? И вообще: а сами-то участники «академической встречи» - что привело их сегодня в Вену? Почему и зачем они занимаются тематикой социального бизнеса (зачастую посвящая созданию курсов, кейс-стади, работе над статьями и в лабораториях очень-очень много часов напряженного труда)?
Поверьте, откровений было много. Принципиальных споров тоже. Детали пересказывать не буду, т.к. чувство защищенности – и, соответственно, откровенности – было создано на встрече с самого начала, и по негласной договоренности участников будет сохранено в общении и далее. Важно, что (опять-таки не сговариваясь) все участники были настроены на конструктив, на продвижение, на создание «правильного» поля для нового общественно значимого и общественно полезного явления.

«Копилефт» вместо «копирайт» - эта тенденция свойственна социальному бизнесу в принципе и исследованиям и разработкам в области социального бизнеса в частности. Поэтому ученые договорились о следующих совместных шагах, мероприятиях, среди которых и отдельная встреча в следующем году, и поддержка уже созданного журнала (подробнее о нем можно прочитать в репортаже «Глобальный саммит социального бизнеса. О чем думает мир.»), и создание базы данных стажировок на предприятиях социального бизнеса, и проработка идеи создания ассоциации для вовлеченных в исследование и преподавание социального бизнеса.
Конечно, были и очень неожиданные повороты. Когда профессор Болонского университета Луиза Брунори рассказала об исследованиях ученых из Пармы, посвященных «зеркальным нейронам» (mirror neurons), многие задумались о том, насколько обоснованно и вовремя возникла концепция социального бизнеса. Возникло устойчивое ощущение, что эта концепция – не просто очередная новация или дань моде, а своего рода противоядие для нарастающего безразличия современного общества, прямым следствием которого являются серьезные заболевания.
Что такое кривая социальных инноваций, какие фазы в ней выделяются, что становится обычно камнем преткновения для растущего бизнеса – об этом говорил профессор Андреас Хайнеке (известный социальный предприниматель, первый партнер фонда «Ашока» в Западной Европе, основатель «Диалога в темноте»). Он же предложил более глубоко и детально обсудить мотивы (действительно, зачем?) преподавания курсов и программ, связанных с социальным бизнесом.

Дня не хватило…
Дискуссии были еще в самом разгаре, а пора уже было переходить к завершающей сессии дня. К нам присоединился профессор Мухаммад Юнус. Не могу не процитировать несколько фраз из его речи, обращенной к участникам встречи: «Капитализм стоит на одной ноге. Я предоставляю ему вторую ногу”; “Капитализм предоставляет возможности для конкуренции и свободного выбора. Рынок является важным полем для тестирования капитализма (бизнеса). Социальный бизнес расширяет свободу выбора”.

Было бы замечательно, если бы вместо чтения данной статьи у вас была бы возможность посмотреть прошедшую встречу в прямом эфире, поучаствовать в ней хотя бы виртуально, или хотя бы посмотреть «живые» записи обсуждений.
Пока такой возможности нет – но что мешает нам продолжить начатую 9 ноября дискуссию на площадке www.nb-forum.ru? Уверена, многим из нас такое обсуждение логики исследований, обучения и практической разработки и внедрения инноваций было бы очень интересно.



The HUB возник в Лондоне как социальное предприятие, цель которого – вдохновлять и поддерживать творческие и предпринимательские инициативы, призванные улучшить мир.

The HUB - это глобальное коммьюнити людей самых разных профессий, культур, происхождения, которые вместе хотят решить самые насущные социальные, культурные проблемы мира и проблемы окружающей среды. Сейчас The HUB представлен на 5 континентах в 26 городах.

 Специально для портала "Новый бизнес: социальное предпринимательство"
Декабрь 2011 г.

вернуться в раздел


Читайте также
Алексей Рябинин: "Социальный бизнес - это прежде всего легальная сфера услуг"
Председатель Комитета по социальному предпринимательству и поддержке социальных программ Московской торгово-промышленной палаты Алексей Рябинин рассказал о столичном социальном предпринимательстве корреспонденту «Вечерней Москвы» Ольге Вихровой. -…
читать полностью
Прибыльный бизнес или социальный проект?
Готовность заниматься собственным бизнесом в России падает, в то время как социальный бизнес становится всё привлекательнее Перед тем, как начать разговор о том, что такое…
читать полностью
Николай Николаев: Любой бизнес может быть социальным
По мере того, как понятие «социальное предпринимательство» внедряется в общественное сознание, оно становится более узнаваемым и… более узким. Под СП все чаще начинает пониматься социальная…
читать полностью
О земле новгородской
В Великом Новгороде по инициативе Торгово-промышленной палаты России впервые отметили Международный день социального бизнеса. Так есть ли в Новгородской области социальный бизнес? Что это такое?…
читать полностью
«Цель бизнеса — делать людей счастливыми»
Как избежать волны нового кризиса и какие уроки необходимо извлечь из 2008 года? На вопросы "Ведомостей" ответил самый известный социальный предприниматель Мухаммад Юнус. — В…
читать полностью

Метки

Фонд региональных социальных программ «Наше Будущее»
119019, г. Москва, ул. Знаменка дом 8/13, строение 2