Altourism, или Путешествие со смыслом

11
сентября 2015
Автор: Ирина Форд

Год назад Екатерина Затуливетер задумала социально-туристический проект Altourism. В чем суть проекта, как он развивается и какие планы у Екатерины узнала корреспондент портала «Новый бизнес: социальное предпринимательство» Ира Форд.

- Екатерина, расскажите про Altourism! Игра букв в этом слове наталкивает на несколько ассоциаций: здесь и альтруизм, и альтернативный туризм… В чем суть проекта?

- Допустим, вам не интересно лежать на пляже на Кипре, а хочется провести отпуск с пользой, кому-то в чем-то помочь, но при этом и самой научиться чему-то новому: это и есть Altourism. В качестве географии для «альтуризма» я рассматриваю маленькие деревни, села, городки… Впрочем, удаленность не так важна, - мы вполне можем поехать и в Подмосковье; важно то, что я не берусь за путешествия в мегаполисы.  Дальше я договариваюсь с местными жителями, и узнав, в чем им нужна поддержка, планирую реализацию дела, важного для них. При этом мне хочется, чтобы в процессе взаимодействовало три разных категории людей. Первая – это местные: как правило,  один-два человека обеспечивают подготовку к приезду группы, а еще несколько человек принимают такое же активное участие в проводимом мероприятии, как и туристы. А вторая и третья категории – собственно, туристы,  жители российских мегаполисов и иностранцы. Если эта модель полностью реализуется, то получается идеальный результат: людям интересно вместе, они заводят интересные разговоры, узнают взгляды друг друга.

- Из каких ваших прежних мыслей,  проектов, историй родился Альтуризм? Я знаю, что вы много путешествовали, и наверняка опыт личных путешествий тоже сыграл свою роль. А что еще? 

- Я родилась в Кабардино-Балкарии, и когда мне было 7 лет, всей семье пришлось бежать, мы стали беженцами. Эта история оказала огромное влияние на мою жизнь. Закончив школу, я захотела изучать международные отношения, чтобы понять, как получилось, что еще вчера я дружила с соседскими детьми, а сегодня они не хотят со мной общаться только потому, что я этнически русская, а они – нет. Я закончила Петербургский университет, поняла, что мне нужно большее понимание вопроса, поступила в магистратуру в Англии на «Разрешение конфликтов». Вернувшись в Россию, я задумалась об организации какого-то своего дела, бизнеса. Я перебирала  идеи в голове, но ни к одной из них у меня не лежала душа. И вот, год назад, 28 сентября, меня осенило: вот оно! Вот история, где посредством бизнеса у меня получится применить свои знания в области разрешения конфликтов, где можно сделать социальный вклад, наладить связи в обществе. А еще я смогу путешествовать!
С тех пор я ни на минуту не усомнилась в своей идее.

- Путешествовать в рамках проекта Аltourism можно от двух дней?

- Да, я закладывала в идею проекта деталь «обязательно проснуться на новом месте». Так что минимальный тур – два дня, а максимум не ограничиваю – можно остаться хоть на месяц. Но я уже столкнулась с тем, что люди  пока не готовы ехать по системе Altourism даже на неделю - аудиторию нужно готовить сначала краткосрочными выездами на выходные, а когда идея станет понятна и её адептов станет больше, то можно будет организовывать более длительные поездки. 

- А в чем состоит финансовая устойчивость проекта?

- В Европе и Америке очень много организаций, работающих в том же ключе: я взяла готовую бизнес-модель, и сейчас адаптирую её под российские реалии. За границей половина организаций, подобных моей, получают деньги с грантов, а половина существует за счет того, что получает с туристов деньги, причем эти  поездки там очень дорогие. Я сейчас еще примеряюсь к рынку, смотрю, какую я цену могу выставить, а какую – не могу, и потому детально ответить на вопрос не готова. Но зато у меня появилась вторая денежная составляющая, которая не планировалась и даже не входила в мои идеи, а родилась, благодаря спросу, - корпоративы. Возможно, как раз за счет корпоративов удастся выставить устойчивую финансовую модель. У нас сейчас уже есть конкретный заказ, под который мы создаем корпоративное предложение на новогодние праздники, и еще две компании заявили о своем интересе провести  корпоратив с нами. Но я отдаю себе отчет, что с корпоративами концепция проекта меняется. Если индивидуальные туры я разрабатываю под группы 5-15 человек, то корпоратив – это заказ на 50-100 человек, и физически разместить в деревне или небольшом городе столько людей подчас невозможно.

- Как собралась ваша первая группа? 

- Первая группа набралась проще всех. Я ее даже не планировала и не анонсировала: сработала реклама в фейсбуке, и ко мне обратилась девушка, сказав, она хочет провести с друзьями свой день рождения, попробовав себя в качестве «альтуристов». Я начала искать проект, который можно было бы реализовать за короткое время силами этой небольшой группы: для меня очень важно, чтобы «альтуристы», уезжая, видели результат, -  ведь многие, особенно работающие в больших организациях, перекладывают бумажки и не понимают, насколько они значимы, важны. Из предложенного «меню» туристы выбрали квест «очистить от мусора площадку вокруг поликлиники в городе Тутаев».

- А может быть, уже по итогам первой поездки у вас появились интересные наблюдения?

 Когда мы пришли на площадку, то увидели 18 местных жителей, которые, узнав о нашей инициативе, пришли помогать. Я наблюдала, как они пытались встроить происходящее в свою картинку мира, как ломались шаблоны, как они недоумевали, спрашивая: «Зачем вы платите деньги, чтобы в свой выходной не пойти отдохнуть, а приехать сюда и убирать нашу грязь?».

- А кстати, раз уж зашел разговор об «альтуристах», нарисуйте портрет человека из вашей целевой аудитории?

- У меня пока еще очень маленькая выборка, и я пока даже для себя не могу ответить на этот вопрос. Мы с моей командой сейчас как раз начали тестировать разные аудитории. Возможно, это студент, которому надо получить опыт работы (а поскольку это, в любом случае, опыт работы, он сможет вписать его в свое резюме, или оформить как практику для учебного заведения). Это могут быть какие-то семьи или мамы с детьми, которые хотят показать детям, «что такое хорошо, и что такое плохо». С нами уже путешествовали семьи с детьми: дети с радостью включаются во все активности, им очень интересно, для них не надо придумывать ничего отдельного. Плюс, естественно, когда местные чувствуют, что они тоже могут прийти со своими детьми, начинается еще больше взаимодействия и быстрее налаживается контакт. Возможно, наша целевая аудитория - люди 35-45 лет, кто уже много поездил, многое видел, хорошо зарабатывает, но ему не хватает какого-то смысла и хочется понять, что вообще происходит в России, хочется узнать мнения разных людей.

- А если после детальной проработки аудитории выяснится, что ваш рынок – это человек пятьдесят на всю Москву, и человек двадцать на Питер?

- Мы не будем останавливаться, будем постепенно объяснять нашу идею, развивать интерес российской аудитории, и в это же время сделаем упор на иностранцев. Есть огромное количество организаций в мире, которое  возит туристов таким  образом, значит, будем выходить на этот рынок.

- Ясно. Теперь мне интересно узнать про другие ваши поездки!

- Пока все поездки у нас были в Тутаев, но  в каждой реализовывался новый проект. Так, объединившись с одним фондом, мы построили плотину в противопожарном пруду. В городе безработица, нищета, алкоголизм, и в результате этого каждый год сгорает 5-6 красивейших, старейших домов, а пожарным даже неоткуда брать воду. Поставив плотину, мы уже через сутки увидели, как поднялся уровень воды. Удивительное чувство – видеть, что такое небольшое дело, с которым справилось несколько людей, оказывает такой существенный вклад, и даже может кому-то помочь спасти жизнь. Про возможность сохранения старинных домов, имеющих архитектурную ценность, я даже не говорю.
Еще один проект был связан с тем, что в одном из пожаров частично уцелел наличник с окна и мы  вместе с местными мастерами, которые знали, как он должен выглядеть, сначала очистили, а потом расписали его в традиционном стиле Ярославской области. Получился интересный художественный проект, который дал местным жителям импульс – теперь они хотят заменить серые информационные доски, которые висят по всему городу, вот такими наличниками, уже поставили первый.
 
- Altourism задумывался вами как круглогодичный проект?

- Да, к примеру, у меня есть идеальное направление для зимы, это на Алтае. Там есть очень интересное место - бывший пионерский лагерь, который перестроили, и туда привозят как слабозащищенные слои населения – как пенсионеров и инвалидов, так и школьников, и устраивают для них развлекательные и спортивные мероприятия. Там огромная территория, залитый каток, лыжная трасса, прекрасная природа… И там «альтуристам» есть где жить и точно есть чем заниматься – проводить спортивные и развивающие занятия, но пока финансово не получается развивать это направление – очень дорогой выходит дорога.  

- А у вас команда?

- Да, команда! У меня есть сотрудница, которая взяла на себя развитие корпоративного направления, есть PR-специалист, есть IT-поддержка. Ну и есть «руководители направлений» - так мы называем местных жителей, наших сотрудников, которые готовят фронт работ к приезду группы: мы с ними тоже взаимодействуем, и в дальнейшем, по мере развития проекта, планируем знакомить их между собой, чтобы они поддерживали связь и делились опытом. 

- А как вы продвигаете ваш проект?

- В первую очередь, это соцсети. Самые активные – фейсбук и инстаграм, при этом все продажи были с фейсбука. Сайт у проекта тоже есть, но он преимущественно выступает как визитная карточка и собирает e-мейлы людей, которые подписываются на рассылку.

- За тот год, что вы развиваете Altourism, изменилось ли у вас как-то мировоззрение, стали ли вы видеть что-то новое? 

- Во-первых, раньше я очень мало путешествовала по России, а я только за минувшие полгода совершила 12 поездок. И в этих поездках я встречаю много людей, которые делают очень классные вещи, и часто они делают это не для себя, - и это очень здорово, это вселяет надежду. А во-вторых, сейчас многие мои друзья ходят в депрессивном состоянии, наблюдая одну картинку мира за окном, а я вижу совсем другую картинку и потому излучаю оптимизм.

вернуться в раздел


Читайте также
Хлеб – это жизнь: как бизнес возрождает деревни
Предприниматель из Нижегородской области Галина Инешина год назад опубликовала на краудфандинговой платформе «Планета» проект строительства пекарни в вымирающем селе Кириллове Краснобаковского района Нижегородской области –…
читать полностью
С ракеткой и кисточкой наперевес
Клим Палкин - предприниматель и общественный деятель из Архангельска. Благодаря ему в городе четыре года назад появился региональный общественный благотворительный фонд «Поморье без наркотиков», а…
читать полностью
Илон Маск Вельского уезда: что сделал бывший торговец нелегальной водкой из маленького города
Это история предпринимателя Сергея Пятовского из Архангельской области, который с нуля основал в городе «маленькую ИКЕЮ», а затем — один из крупнейших детских развлекательных центров в регионе. …
читать полностью
Mama Space: скорая помощь мамам в декрете
Говорят, женщина при рождении ребенка подобна космонавту, выходящему в открытый космос. Нередко это «космическое» состояние сопровождает маму весь период «от 0 до 3». Именно в…
читать полностью
«Очаг» внимания: в Нижнем Новгороде открывается частный центр по круглосуточному уходу за больными
Их никто не видит: беспомощных, парализованных, неподвижных. Сколько их, лежачих больных, проходящих долгую реабилитацию в домашних условиях, не знает даже всеведущая статистика. Когда недуг приковывает…
читать полностью

Метки

Фонд региональных социальных программ «Наше Будущее»
119019, г. Москва, ул. Знаменка дом 8/13, строение 2