«Дарономика»: экономика дарения, построенная на базе современных технологий и человеческой доброты

26
декабря 2016
Автор: Ира Форд

Максим Каракулов, один из основателей сервиса дарений «Дарудар», рассказал корреспонденту портала «Новый бизнес: социальное предпринимательство» Ире Форд о том, как дарение меняет мир к лучшему и как можно зарабатывать деньги на сервисе, исключающем денежные отношения.

- Максим, что такое «Дарудар», чем он отличается от других сервисов обмена?

- «Дарудар» — это сервис дарения, с помощью которого незнакомые ранее люди могут дарить друг другу свои услуги и вещи, не требуя чего-либо взамен.

Задумывая «Дарудар», мы не ставили себе целью создать еще один сервис обмена вещами, а мечтали воплотить на практике полноценную и полномасштабную экономику дарения, альтернативную той экономике обмена, в которой мы по большей части сейчас живем. В этой новой экономике люди не обмениваются и не торгуют друг с другом, а безвозмездно дарят.

Современные технологии коммуникации, прежде всего интернет-технологии, позволяют распространить эти отношения дарения, как правило, практикуемые внутри семьи, на совершенно незнакомых людей и вместо миллионов разрозненных локальных экономик дарения получить одну глобальную общую «дарономику».

- Дарением меняем мир в лучшую сторону?

- Даже больше того: с нашей точки зрения, человек как вид появился именно благодаря способности отдавать что-то безвозмездно своим соплеменникам.

Дарение, которое мы предлагаем на «Дарударе» — это не благотворительность, в которой люди делятся строго на тех, кто получает, и тех, кто отдает. Это и не просто раздача вещей даром, когда слепой случай решает, кому достанется та или иная вещь. Это полноценная экономика, в которой каждый является одновременно и получающим, и дающим и может влиять на то, что и кому достается.

Когда речь идет об обмене вещами и товарами, где в правилах игры заложен обмен эквивалентами, ты невольно вынужден бороться, чтобы получить себе побольше и не проиграть. При дарении ты можешь легко отдать больше, а получить меньше или наоборот — и ты будешь воспринимать это как норму.

- Сложность вашего проекта в том, что в нем изначально не заложен принцип коммерческого сервиса и хоть какие-то денежные отношения. Но, несмотря на это, вам наверняка есть чем поделиться в плане опыта по монетизации.

- Самое простое и очевидное, с чего мы можем получать доход, — это контекстная реклама, именно она нас сейчас больше всего поддерживает. Но это очень ненадежный источник: он никак не связан с той основной ценностью, что предлагает наш сервис, а также зависит от множества внешних факторов, на которые мы никак влиять не можем.
Более надежными и правильными источниками дохода мы считаем фримиум-услуги* — платные услуги, которые можно приобретать в дополнение к основным бесплатным услугам сервиса. Например, одна из таких услуг — получение статуса мецената. Человек, который дарит деньги на развитие сервиса, получает дополнительный статус внутри сообщества. Кто-то может подарить 10 рубашек десятку людей, а кто-то — подарить сервису 10000 рублей: оба вклада будут учтены в сообществе.

Другая наша фримиум-услуга — благодарственная открытка. За каждый дар у нас принято писать публичную благодарность, и это бесплатно. Но если кто-то хочет поблагодарить своего дарителя особым образом, изысканно и красиво, мы предлагаем ему за деньги открытку, специально разработанную для таких случаев.

Еще одна фримиум-услуга, традиционная для многих социальных сетей, — виртуальный подарок. Это симпатичная картинка, выражающая определенную эмоцию, с возможностью сопроводить ее текстом.

Помимо фримиум-услуг для пользователей, у нас есть услуги для компаний. Мы предлагаем купить доступ к нашей аудитории не абстрактным рекламодателям, а конкретным компаниям-товаропроизводителям. И предлагаем сделать это не в виде навязчивой рекламы, а в виде адаптированного под сервис дарения спецпроекта под названием «Подарок компании».

- И как работает «Подарок компании»?

- Любая компания — как частный предприниматель, так и большая корпорация — может завести свой профиль на «Дарударе» и выставлять свою продукцию в дар. При этом, в отличие от обычного дарителя, компания может потребовать от желающих получить дар дополнительных усилий, например: заполнить анкету, протестировать продукт и написать о нем отзыв, сделать фотографию на определенную тему, поделиться со своими друзьями в соцсетях ссылкой на конкурс, зайти в интернет-магазин компании и выбрать понравившийся товар и многое другое. В результате, компания получает лояльную аудиторию, репутацию в сообществе и узнаваемость своего продукта. Еще для компаний мы обкатываем экспериментальную модель продажи лицензии: предлагаем разным организациям и компаниям локальную реализацию сервиса дарения на базе «Дарудара». 

- Это значит, что у этой компании будет свой раздел внутри сайта «Дарудар»?

- Не раздел, а свой собственный сервис, который может как пересекаться с основным сайтом, так и не пересекаться и работать только внутри организации. Если компания — достаточно большая корпорация, то для нее такая модель будет действующей и интересной. Компания просто платит ежемесячно за число участников на своем локальном «Дарударе». Например, если один участник стоит 10 рублей, а в компании три тысячи сотрудников, то платформа будет обходиться компании в 30000 рублей ежемесячно. 

- А сколько людей пользуются фримиум-услугами?

- Сейчас таких около 3%. На сервисах, которые живут и развиваются благодаря подобной модели, это считается хорошим показателем. Это говорит о том, что на нашем сервисе данная модель работает, что приходит достаточное число людей, готовых платить деньги за дополнительные услуги.

- Каковы трудности проекта?

- Главная проблема в масштабе! Несмотря на то, что у нас ежемесячно совершается более 60 тысяч актов дарения, мы пока еще маленькое сообщество. Чтобы фримиум-модель сделала сервис окупаемым, нам нужно вырасти раз в десять: тогда доход позволит не только поддерживать сервис на плаву, но и развивать его. Пока можно сказать, что мы получили работающий прототип модели.

- Каким образом вы планируете увеличивать масштаб?

- Для полноценного развития сервиса нужна хотя бы небольшая постоянно действующая команда. Сейчас у нас ресурсов хватает только на одного сотрудника, а это сложно назвать командой, это очень неэффективно. Если мы получим определенные инвестиции на 2 года и за это время сможем вырасти до ежемесячной аудитории в 5 миллионов пользователей (сейчас у нас максимум 500 тысяч), то мы сможем содержать как минимум 10 сотрудников, и тогда начнется совсем другая история!

Кроме того, что мы обращаемся к инвесторам и фондам, мы ищем гранты. Например, мы неоднократно получали грант на пользование серверными мощностями (один из них — от компании Microsoft), а это экономит порядка 100 тысяч рублей ежемесячно, что равнозначно зарплате 1–2 постоянных сотрудников.

- Видимо, ваш проект работает еще и на экологию, ведь происходит некая экономия ресурсов?

- До некоторой степени. Для нас это скорее побочный эффект, как у любых сервисов, работающих в нише совместного использования (sharing economy) или практикующих различные виды натурального обмена: старых вещей на новые, вещей на продукты и т.д.

- Каковы ваши планы?

- Чтобы воплотить нашу миссию — создать полноценную экономику дарения, нет необходимости «заражать» «Дарударом» 100% населения, достаточно увлечь идеей 10%, и эти люди уже смогут повлиять на остальных.
С другой стороны, мы поставили себе некоторую минимальную вполне достижимую планку, некоторую технологическую цель — занять 20% рынка вторично используемых вещей, приобретаемых через интернет. Самый крупный подобный ресурс — Ebay, который масштабнее других воплотил идею торговли друг с другом через интернет. Его альтернатива в России сегодня — «Авито».

Мы создаем систему, опирающуюся на схожие интернет-технологии, но предлагаем людям другой способ взаимодействия — не через деньги и обмен вещей, а через дарение.

Помимо плана А, связанного с получением инвестиций, у нас есть и план Б. По этому плану мы можем вырасти минимум в 2 раза благодаря новому дизайну, что позволит получить дополнительные средства и пустить их на продвижение. Сейчас мы используем все имеющиеся у нас ресурсы, чтобы «пересобрать» «Дарудар» в современном, дружелюбном и удобном дизайне, который упростит общение. Надеемся, что это привлечет новую аудиторию, ведь пользователи сегодня избалованы множеством качественных сервисов.


*Фримиум-услуги (от англ. freemium, составленного из free — «бесплатный» и premium — улучшенный, отличающийся более высоким качеством) — условно-бесплатное программное обеспечение, бизнес-модель, которая заключается в предложении воспользоваться компьютерной игрой, программным продуктом или услугой бесплатно, в то время как расширенная (улучшенная, премиум) версия продукта, его дополнительная функциональность или сервисы, другие продукты, связанные с основным, предлагаются за дополнительную плату на основе популярности основного бесплатного продукта.

вернуться в раздел

поделиться:

Читайте также
Спасти и поделиться
Спасти и поделиться 26 апреля 2017
«Спасать еду»! Еще несколько лет назад это выражение звучало бы, мягко говоря, странно. Сегодня оно на слуху у «продвинутых пользователей» планеты Земля и ее ресурсов.…
читать полностью
Краснодарский предприниматель намерен вложить 80 миллионов в социальный бизнес
Краснодарский предприниматель откроет первую в регионе сеть благотворительных магазинов «Добрые вещи». Об этом сообщил автор проекта и руководитель общественной организации «Свое дело» Вячеслав Дрига. В 2007…
читать полностью
В своей стихии
В своей стихии 05 апреля 2017
Жаль, что грудничковое плавание не олимпийский вид спорта. Иначе агукающая сборная из городка Шарыпово Красноярского края могла бы претендовать на призовые места. Правда, «чемпионам» в…
читать полностью
Социализация фитнесом
У каждого своя история прихода в социальное предпринимательство, как правило — личная. Когда спрашиваешь об этом Виктора Филимонова, он вспоминает детство. И получается, что иначе…
читать полностью
Как инвалид-колясочник изменил город
Получив тяжелейшую травму и сев в инвалидную коляску, бывший военный летчик Роман Аранин стал социальным предпринимателем и теперь меняет жизнь родного города и земляков. «Сначала…
читать полностью

Метки


Фонд региональных социальных программ «Наше Будущее»
119019, г. Москва, ул. Знаменка дом 8/13, строение 2