Новый Бизнес


Дело чистой воды

25
июня 2014
Автор: Анастасия Сухорослова

Вопреки расхожему мнению, нехватка чистой питьевой воды – беда, знакомая не только жителям Камбоджи или Бангладеш. Земляки самарского соцпредпринимателя Камиля Бакирова, основавшего бизнес по автоматизированной продаже питьевой воды, тоже знакомы с этой проблемой не понаслышке.

В лесостепной и степной зонах Самарской области не хватает природных водоемов. Эта особенность напрямую влияет на качество водопроводной воды в области. Если в столице региона вода из Волги неплохая, то в маленьких городах, подобных Чапаевску или Безенчуку, она попросту не соответствует санитарным нормам.

По словам предпринимателя Камиля Бакирова, в пригородах Самары существует немало населенных пунктов, где водопроводную воду просто невозможно использовать для питья и приготовления пищи. При этом установка водоочистных систем, равно как и покупка бутилированной воды, большинству жителей области просто не по карману. Деятельность предприятия «Дедал» – чистая вода для всех», созданного Камилем Бакировым, направлена на смягчение этой проблемы.
Основная задача «Дедала» – обеспечение очистки и автоматизированной продажи питьевой воды по приемлемым ценам: предприятие устанавливает в жилых кварталах небольшие аппараты, объединяющие оборудование для быстрой очистки воды и систему ее автоматического розлива. Вода, отфильтрованная до уровня бутилированной, доступна жителям Самарской области в любое время суток: аппаратура «Дедала» работает в круглосуточном режиме.
 

Вода в каждый дом

В пользу чистой воды Бакиров сделал выбор не случайно: вот уже почти 20 лет предприниматель занимается установкой систем водоочистки на самарские промышленные предприятия и пищевые производства. За эти годы у Бакирова сформировались не только обширная база данных о составе воды в разных частях региона и список контактов потенциальных поставщиков и партнеров, но и приличное «портфолио» из жалоб жителей области. Благодаря накопленному опыту старт нового, социального, бизнеса у Бакирова оказался быстрым. Так, у предпринимателя не возникло проблем с поиском поставщиков оборудования и приобретением очистных установок, обеспечивающих высокое качество продукции и в то же время укладывающихся в бюджет. Единственное, что долго тестировалось и отбиралось в момент запуска проекта, – автоматы розлива, каналы поставок которых пришлось налаживать.

За первые полгода с начала работы «Дедалу» удалось установить лишь два автомата, расположенные внутри городских магазинов, но успех начинания уже очевиден: люди активно пользуются системой и остаются довольны. Сегодня авторы проекта пытаются договориться с другими торговыми точками и одновременно готовят к запуску два отдельных модуля в Чапаевске.
На данный момент проектом предусмотрены два варианта установки автоматов розлива. Первый, размещение систем на территории магазинов, наиболее простой в реализации, но не очень выгодный коммерчески. Второй, установка отдельных модулей на частной территории, интереснее с финансовой точки зрения и сложнее по части согласований с местной администрацией.
 

Убрать преграды

Вообще взаимоотношения с местными чиновниками значительно усложняют процесс запуска новых точек предприятия. Несмотря на то что установка системы на частной земле избавляет предпринимателя от половины возможных проблем, в отдельных пунктах выдачи воды остаются сложности с подключением воды и электроэнергии. Все технические вопросы необходимо оформлять и визировать, а городская администрация далеко не всегда готова поддерживать малый бизнес и оказывать необходимую ему помощь. «От общения с властями мы никуда не денемся. В процессе развития бизнеса будем показывать представителям власти, что система работает и люди активно пользуются ею. Возможно, так и достигнем какого-то сотрудничества», – делится своими предположениями Камиль Бакиров.
Как только сложности с оформлением документов будут преодолены, жители нескольких микрорайонов Чапаевска получат возможность покупать питьевую воду – быстро и за символическую плату. В небольших помещениях, расположенных в шаговой доступности от жилых домов, будет установлено оборудование, подключаемое к городской водопроводной сети и на месте очищающее воду с избытком марганца и железа.
И все же, несмотря на то что местные чиновники вставляют палки в колеса, сказать, что в своем начинании Бакиров встречает только преграды, тоже нельзя. Так, еще перед стартом проекта предприниматель обратился за поддержкой к Фонду «Наше будущее». Результатом заявки самарского бизнесмена стало получение беспроцентного займа в размере 2 млн рублей сроком на 5 лет. Выданные деньги были израсходованы на самые затратные статьи: закупку оборудования, сборку и установку самостоятельных модулей по продаже. Выделенные Фондом ресурсы очень помогли при запуске проекта. «Нам не приходится дополнительно привлекать оборотные средства, и мы получили запас времени, чтобы продвинуть программу и выйти на хорошую рентабельность», – признается предприниматель.
 

Восток – Запад

В Самарской области подход к решению проблемы нехватки питьевой воды, применяемый Бакировым, используется впервые. Задействованные в оборудовании «Дедала» современные западные технологии позволяют обрабатывать большие объемы воды. При этом сами фильтры, используемые при очистке, достаточно дорогостоящие, и если жители других государств могут позволить себе установку таких систем в собственных домах, то семьям из российских деревень и малых городов это, к сожалению, не под силу. Камиль Бакиров решает этот вопрос нестандартным для западного восприятия путем. Инновационность его идеи состоит в объединении систем фильтрации с устройствами по автоматическому розливу. Такой подход, с одной стороны, позволяет обеспечить большое количество людей чистой питьевой водой по приемлемой цене, с другой – позволяет самому предприятию оставаться прибыльным и экономически устойчивым.

Уже в первые два месяца работы автоматов Бакирову стало понятно, что его соцпредприятие оправдывает намеченные ожидания. В бизнес-плане предприятия изначально были заложены быстрые темпы роста прибыли, и еще весной, когда проект находился на стадии продвижения, Камиль Бакиров понял, что «Дедал» начал окупаться. Все крупные затраты, пришедшиеся на рекламу, покупку оборудования и аренду помещения, также были рассчитаны и предусмотрены изначально. Расходы на электроэнергию в малых городах небольшие, вода тоже обходится довольно дешево: себестоимость литра очищенной воды составляет один рубль. Конечная цена для потребителей составляет три рубля за литр.
 

Н2О: социальная миссия

Несмотря на то что доставка чистой воды населению уже сама по себе является своего рода социальной миссией, у «Дедала» есть еще особая социальная линия. Ее целевая аудитория – ветераны и жители Самарской области, причисляемые местными властями к льготным категориям. В автоматах розлива предусмотрена система цифровых ключей, позволяющая приобретать воду за 2/3 ее стандартной стоимости. Согласно задумке социального предпринимателя, местная администрация будет выдавать ключи определенным группам населения – уже упомянутым социально незащищенным гражданам. Таким образом, жители малых городов смогут покупать воду с существенной скидкой, а предприятие будет оставаться в прибыли благодаря низкой себестоимости конечного продукта. В настоящее время реализацию этой части бизнес-плана несколько тормозит недопонимание с местными властями, и основная цель соцпредпринимателя Бакирова сегодня – поскорее убедить самарских чиновников в необходимости подобного сотрудничества.

вернуться в раздел

поделиться:

Связанные новости

Чистое предпринимательство 18 декабря 2014

История экопроизводства «Ми&Ко» немножко сказочная: компания, выросшая из домашнего мыловаренного производства, сейчас изготавливает несколько   тонн продукции в месяц. При этом вся она соответствует самым…
читать полностью

Правила велобума 12 августа 2014

Велосипед – это тренд. Вслед за обществом его признали бизнес и муниципальные власти: вспомним хотя бы проекты велосипедных дорожек как уже реализованные, так и только…
читать полностью

Садоводы-партизаны 29 июля 2014

Ричард Рейнольдс — один из основателей движения партизанских садоводов. Движения, участники которого стремятся всеми правдами и неправдами сделать мир вокруг себя чуть лучше — и…
читать полностью

Из стекла и картона 13 февраля 2014

«Не мусор, а вторсырье», – строго поправляет он в начале разговора. С тем, что непосвященные легкомысленно называют бытовыми отходами, соцпредприниматель Петр Бойков работает уже пять…
читать полностью

Миллион в пластиковой бутылке 26 февраля 2013

От 100 до 500 лет – именно столько, по различным оценкам, необходимо для полного разложения пластиковой бутылки, попавшей в почву. Если вдуматься, не так уж…
читать полностью

Метки


Фонд развития некоммерческих организаций «Школа НКО»   Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова   Социально информационно-аналитический журнал «Страна и мы: мы вместе»   Банк УРАЛСИБ   Российский государственный социальный университет   Лаборатория социальных инноваций Сloudwatcher   Российский Микрофинансовый центр   Google Inc.   Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов   Центр развития некоммерческих организаций (ЦРНО)   Всероссийское общество слепых (ВОС)   Берингер Ингельхайм   Некоммерческое партнерство грантодающих организаций «Форум доноров»   ОПОРА-Созидание, интернет-портал   Сибирский федеральный университет   Омская школа социального предпринимательства   Агентство социальной информации   Банк Петрокоммерц   Система дистанционного бизнес-образования (СДБО)   Журнал Доступный мир   Future City   Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета



Фонд региональных социальных программ «Наше Будущее»
119019, г. Москва, ул. Знаменка дом 8/13, строение 2