"Наша технология – говорить правду"

10
апреля 2018
Автор: Кирилл Ольгинский

Главная социальная миссия компании Everland, основанной Игорем Новиковым и Еленой Мартыновой в 2016 году, – говорить правду. Это инклюзивный проект, который дает возможность людям с инвалидностью и профильным образованием в области дизайна, бухгалтерии, права и IT адаптироваться к требованиям открытого рынка труда. Елена Мартынова рассказала нам о том, как организовать социальный бизнес, в котором люди с ограниченными возможностями получают работу и достойно справляются с ней.

Everland – коммерческая компания, которая зарабатывает на оказании различных сервисных услуг: бухгалтерском и юридическом сопровождении, разработке дизайн-макетов, создании сайтов, компьютерной графики и подготовке контента. От других рыночных игроков ее отличает то, что все работы выполняют люди с серьезными видами инвалидности, но клиенты, среди которых есть топ-бренды, такие как Сбербанк, "Вымпелком", X5 Retail Group, платят Everland в первую очередь не за социальную составляющую, а за качественное выполнение заказов.

"За историей создания Everland нет личной драмы, – говорит Мартынова. – Просто я всегда была достаточно социально ответственным человеком, но полностью уходить в некоммерческий сектор не хотела".

Начальные инвестиции предоставил Борис Жилин, для которого, по его словам, это скорее "не инвестиции, а меценатство". Часть денег вложили сами основатели.

"Мы должны работать по рыночным срокам. Мы должны давать качественный рыночный результат, – говорит Мартынова, – чтобы наши клиенты работали с нами долго, рекомендовали нас другим своим партнерам, потому что мы не можем тратить много денег на рекламу".

Когда соискатель с инвалидностью обращается в Everland, для него индивидуально выстраивается программа стажировки, назначается индивидуальный куратор. В проект берут тех, у кого есть высшее образование по профильному или смежному направлению: основатели считают это необходимым минимумом, который позволит далее обучить человека прикладным навыкам профессии.

"Нам нужны профессионалы – те, кто получил образование в своей сфере. Нас не пугает тип инвалидности. Мы научились выстраивать бизнес-процессы так, чтобы люди из разных регионов и даже стран могли интегрироваться в нашу команду. Это важно, потом что таким образом мы снимаем территориальную привязку и привязку к инфраструктуре и доступной среде, которой во многих местах просто нет", – рассказывает Мартынова.

Первым человеком, с которым провели собеседование основатели Everland, был Роман Акинин из Сарапула (Удмуртская Республика) – талантливый молодой дизайнер с непростой инвалидностью, которая мешает ему самостоятельно передвигаться. Сегодня он выполняет заказы для топ-клиентов: Сбербанка и Билайна. "Он вырос не только профессионально, но и социально. Раньше он практически не выходил из дома, а недавно первый раз поехал в отпуск на самостоятельно заработанные деньги, приезжал в Москву на обследование и планирует делать операцию, которая поможет ему повысить качество жизни", – поделилась Мартынова.

Другая сотрудница Everland – Айслу, мать троих детей, – живет в Казахстане. Она передвигается на коляске, у нее частично парализованы руки – печатает двумя пальцами. Начинала с расшифровки и набора текстов, сейчас задействована в ведущих проектах, берет интервью у статусных экспертов и рисует графику.

"У Айслу, как и у многих наших ребят, накопилось огромное портфолио – настолько годное, что произвело бы впечатление на любого работодателя даже на московском рынке, – говорит Мартынова. – Это настоящий прорыв. Оказывается, даже если ты прикован к коляске, у тебя паралич рук, но все хорошо с памятью, фантазией, креативом, можно не быть заложником своего тела и ситуации. И таких историй у нас немало, что и держит нас в проекте".

Кураторы Everland знакомят людей с ограниченными возможностями с реальным положением вещей на рынке труда, в каком-то смысле помогают человеку посмотреть на то, что он умеет и чего сможет достичь.

"Наша основная технология – говорить правду, демонстрировать правдивое отношение к правдивым результатам. Когда честно говоришь: "Вот это не так. Это нужно подтянуть". И если человек хочет работать, он отзывается. Мы выстраиваем честные нормальные рабочие отношения".

В итоге от тех, кто первоначально обратился в Everland за работой, остается не более 15%. Многие не проходят по первичным признакам – не соответствует профиль образования. Кто-то не преодолевает порог тестового задания – просто перестает выходить на связь. Есть и те, кто отсеивается на этапе стажировки, потому что переоценил свои силы или настроен на конфликт. Но этим людям, по мнению Мартыновой, участие в проекте приносит несомненную пользу: "Думаю, что, получив от нас негативный опыт, они лучше подготовятся к встрече со следующим работодателем, сделают выводы. Это прививка работы в неискусственной среде. Хотя нам, конечно, бывает обидно, ведь мы вкладываем на этапе стажировки много сил, времени и денег. Но при этом понимаем, что для каждого конкретного человека польза все равно будет".

Профессиональное взросление продолжается и дальше, когда заканчивается стажировка и начинается реальная работа. Первые успехи нередко оборачиваются риском переоценки: "Человек начинает говорить: "Я лучше всех знаю" и в какой-то момент перестает видеть себя профессионально. Мы помогаем не останавливаться и идти дальше. Я нередко общаюсь с руководителями инвалидных объединений, которые и сами являются людьми с ограниченными возможностями. Они мне признаются: "Это круто. Если бы нам в свое время кто-то так помогал профессионально расти, было бы намного легче".

По мнению Елены Мартыновой, успешный опыт социальной адаптации сотрудников Everland ценен прежде всего примером: "Другие люди могут посмотреть и сказать: "Значит, и в моей ситуации нет ничего страшного. Значит, и я могу таким образом выстроить свою карьеру".

Самое дорогое в модели Everland – "прокачка" индивидуальных навыков. Куратор-профессионал на рынке стоит дорого. Чтобы подготовить одного человека с инвалидностью к работе на равных с таким же специалистом без ограничений, уходит не менее 150 тысяч рублей, что, по словам Мартыновой, съедает абсолютно все полученные от клиентов доходы: "Фактически мы делаем то, что не смогла система образования, причем за свой счет. И при этом конкурируем на рынке с обычными агентствами, у которых нет таких издержек".

Таким образом, деятельность Everland складывается из двух частей: коммерческой (и она вполне успешна) и социальной, которая дотируется за счет внутренних ресурсов компании. Елена и Игорь думают над тем, как разрешить эту коллизию. Есть несколько вариантов.

Первый – перевести этап обучения и стажировки в формат НКО, привлекая на эти цели невозвратные финансовые средства. И наращивать коммерческую отдачу от предпринимательской составляющей.

Второй вариант – удешевить процесс овладения навыками с помощью частичного перевода на онлайн-платформу. То есть, проще говоря, чтобы многие вопросы соискатели решали не в личном общении с дорогим куратором, а на интерактивном портале. Кроме того, Мартынова и Новиков думают над тем, чтобы этап стажировки был платным – пусть и символически. "Когда человек вложил какие-то даже небольшие деньги в свое развитие, это рождает другое отношение к обучению. Пусть это будут небольшие деньги, но они должны быть. Сейчас мы пытаемся понять, какая из моделей будет эффективна. Скорее всего, симбиоз. Но главного результата мы уже добились: смогли доказать, что люди с инвалидностью могут работать на открытом рынке".

Летом 2017 года по социальным сетям гуляла история предпринимательницы Юлии Шленской, которая обратилась в Everland и попросила сделать несколько иллюстрированных презентаций, но при этом не сказала своим сотрудникам, что всю работу делают люди с инвалидностью. Качество оказанных услуг и клиентоориентированность оказались намного выше среднего – сотрудники были довольны, а когда узнали, что имели дело с людьми, работающими на инвалидных колясках, были поражены. Резонансную историю опубликовал журнал "Секрет фирмы", что помогло Everland привлечь крупных клиентов, но возник вопрос: всегда ли стоит потенциальным заказчикам с самого начала, "на берегу", говорить о том, что работу для них будут делать люди с инвалидностью?

Позиция основателей Everland – говорить.

"Это вопрос дискуссионный. У нас есть миссия. Она абсолютно четко связана с тем, что инклюзия должна быть в нашем обществе. Но для того, чтобы эта инклюзия наступила, о ней нужно сейчас говорить. И не стесняться этого. Поэтому мы и говорим. Да, в этом есть определенный риск, и многие консультанты, с которыми мы общаемся, убеждали нас, что делать это не стоит ("Вы должны быть просто агентством"). Я считаю по-другому. Общество должно меняться. Сейчас об этом нужно говорить, чтобы через какое-то время можно было не говорить – по той причине, что работа людей с инвалидностью в большинстве профессиональных сфер превратилась в рутину. Вот когда нам на наше "У нас работают инвалиды" ответят: "Ну и что", – мы и перестанем говорить".

вернуться в раздел

поделиться:

Читайте также
Огонь, портал и девять струн
Несколько лет назад на гуслях в России играло считанное количество людей, а сам инструмент встречался редко и был чрезвычайно дорог. Сегодня гусляров-профессионалов и любителей уже…
читать полностью
Здравствуй, дерево! Как построить бизнес на бересте
Береста или берёста – верхний слой березовой коры, уникальный материал, из которого веками на Руси делали посуду, обувь, лодки, ею крыли крыши и использовали для…
читать полностью
Проект для души
Проект для души 30 мая 2018
Что если вместо разовой благотворительной помощи открыть… кондитерскую? И взять на работу мам-одиночек, для каждой из которых нужен индивидуальный график и особые условия? Именно так…
читать полностью
Действуют локально, а цели глобальны
В 2015 году главы государств, собравшись в штаб-квартире ООН, провозгласили 17 главных целей "устойчивого развития" человечества до 2030 года. Все они так или иначе связаны…
читать полностью
Малый радиус для большого дела
…Человек на инвалидной коляске достает из багажника автомобиля нечто похожее на укороченный самокат без заднего колеса, но с моторчиком. Несколькими простыми движениями прикрепляет устройство к…
читать полностью

Метки

Фонд региональных социальных программ «Наше Будущее»
119019, г. Москва, ул. Знаменка дом 8/13, строение 2