Города социального бизнеса

29
ноября 2011
Автор: Дмитрий Орлов

Японский город Фукуока и немецкий Висбаден с недавних пор носят титул "Города социального бизнеса", обещая, что количество социальных проблем здесь с каждым годом будет уменьшатся, а социальных предприятий и предпринимателей - обязательно множиться. Идеологом этой городской эволюции выступил не кто иной как профессор Мухаммад Юнус, и в ее успехе сомневаться не приходится. Остается только разобраться, что нужно сделать Москве, чтобы следовать такому позитивному тренду.

Летом уходящего года в Японии состоялся Форум социального бизнеса "Азия 2011", организованный Творческой лабораторией Грамин. Основной темой конференции была разработка способов поддержания и развития проектов социального предпринимательства, направленных на помощь пострадавшим от крупнейшего за последнее время землетрясения в Восточной Японии. Слушателями форума, прошедшем в Университете Кюсю, стали представители правительства, частных компаний и неправительственных организаций.

В ходе мероприятия японскому городу Фукуока был присвоен титул “Город социального бизнеса”. Стоит отметить, что первым городом, получившим такой титул, стал немецкий Висбаден в 2010-м, когда творческой лабораторией “Грамин” был придуман такой городской статус. Инициативу сразу поддержали множество социальных и политических организаций, которые официально согласились вкладывать свои силы и средства в строительство и укрепление самой идеи социального предпринимательства.

Декларация-2010 об учреждении площадки для поддержки социального бизнеса в Фукуоке Social business HUB in Asia. Бывший мэр Фукуоки Хироси Ёсида, профессор Юнус, а также председатель железнодорожной компании Кюсю Сусусу Ишихара и президент университета Кюсю Сетуо Арикава Профессор Юнус в компании нового молодого мэра Фукуоки Соичиро Во время своего пребывания в Фукуоке в 2011 году нобелевский лауреат и основатель группы "Грамин" Мухаммад Юнус открыл “Дом Грамина” в Университете Кюсю. Также в октябре этого года благодаря инвестициям Масаказу Шиики (основателя и генерального директора компании Sanyo Shinpan) открылся новый “Центр исследования социального предпринимательства Юнуса и Шиики”. Основными целями двух новых учреждений станут исследования социального предпринимательства, обучение социальному бизнесу молодых предпринимателей, а также различные конференции, симпозиумы и форумы.Такасима на форуме "Азия 2011"Год назад в Фукуоке была подписана декларация об учреждении площадки Social Business Hub Asia, которая будет поддерживать развитие социального бизнеса в городе. 

 

Чтобы понять, какие изменения или нововведения привнесет в Фукуоку новый титул, нужно обратиться к примеру Висбадена, где социальное предпринимательство уже оказало влияние на жизнь города. Так, появился проект Женского социального бизнеса*. Женщины-предприниматели, имеющие проблемы с развитием своего бизнеса, получают информационную и финансовую поддержку. Изначальная сумма в 100 тыс. евро выдается в кредит на 10-15 человек. Предприниматели разделяются на группы, чтобы обмениваться опытом и идеями, а город оказывает им всестороннюю поддержку. В этом проекте на сегодня участвуют шесть женщин, две уже получили денежную помощь.
Участниками нового отделения социального бизнеса в немецком Университете EBS (Европейская бизнес-школа) опубликована статья “Социальная точка зрения или прибыльная форма бизнеса? Социальное предпринимательство в Германии к 2030-му”. Также в марте 2011-го в EBS была проведена конференция, в ходе которой были озвучены идеи новых проектов в сфере социального предпринимательства.
В школах Висбадена ученики тоже принимают участие в жизни “Города социального бизнеса”. Молодые ребята придумали три идеи социального предприятия.
Также Висбаден посетила делегация из Люксембурга, заинтересовавшаяся концепцией “Города социального бизнеса”.В целом успешность “Города социального бизнеса” измеряется во влиянии на ключевые общественные проблемы этого города. В Фукуоке, например, социальное предпринимательство должно быть направлено в основном на помощь пострадавшим от землетрясения и ликвидацию последствий этого разрушительного стихийного бедствия. Основываясь на концепциях социального бизнеса, мэр города, а также все поддержавшие его организации обязаны создать благоприятные условия для развития социальных предприятий. По мнению Мухаммада Юнуса, “Город социального бизнеса” со временем станет отправной точкой для любого социального предпринимательства в мире.

* Женский социальный бизнес, или Social Business Women: основатели проектов – исключительно женщины, поэтому эксперты выделяют такой социальный бизнес в отдельную группу.
Материал подготовлен на основе открытых зарубежных источников: Next billion, The Grameen Creative Lab
Фото: YUNUS CENTRE

вернуться в раздел


Читайте также
Мухаммад Юнус – профессор экономики из Бангладеш, основатель банка «Грамин» (Grameen). Знаменит тем, что ему удалось успешно применить систему микрокредитования, выдавая небольшие долгосрочные займы предпринимателям,…
читать полностью

Метки

Фонд региональных социальных программ «Наше Будущее»
119019, г. Москва, ул. Знаменка дом 8/13, строение 2