Healthy Food: 9 лет - "полет нормальный"

07
декабря 2017
Автор: Кирилл Ольгинский

В 2009 году, в разгар мирового кризиса, Дмитрий Пронин и Мария Колосова открыли первое кафе Healthy Food («Здоровое питание» — пер. с англ.). Жующей на ходу Москве предложили новую идеологию питания: только натуральные продукты, приготовленные без жарки. Спустя три года проект победил в конкурсе «Социальный предприниматель» и получил беспроцентный заем от Фонда «Наше будущее» на автоматы по продаже натуральной еды. Сегодня идеологически-пищевой стартап превратился в целую сеть кафе здоровой еды, но от вендинга в итоге пришлось отказаться.

Мы пообщались с Дмитрием Прониным, который рассказал нам о том, как сейчас развивается его бизнес и как привить сотрудникам любовь к здоровому образу жизни.

- Дмитрий, вашему проекту почти десять лет. Какую эволюцию вы за это время прошли? Если сравнить задуманное и реализованное, что получилось, а от чего пришлось отказаться?

- Действительно, в январе 2018 года нашему проекту будет уже девять лет. Это как ребенок: что ты в него заложишь, таким он и будет. Когда мы начинали, в 2009 году, спрос на здоровое питание в России стремился к нулю — знакомые пальцем у виска вертели: «Прогорите!»

Конечно, мы набили много шишек, менялась и росла команда, открывались и закрывались наши кафе, в связи с ростом три раза переезжала производственная площадка. А отказаться пришлось и от сбережений в виде акций, валюты, автомобиля, подарочных часов. Мой партнер вообще квартиру продал, чтобы мы могли расти дальше! Отказывались также от сна, спокойствия и личной жизни! Конечно, не отказались от наших ценностей, миссии и мечты. 

- Что из себя представляет ваш проект сегодня?

- Сегодня наша компания Healthy Food Group — это команда из 115 человек, 20 действующих кафе, и еще два открываются в течение месяца, свое пищевое производство и отдельная гордость — экспериментальный цех R&D (Research&Development. — Прим. ред.), в котором мы работаем над новыми рецептурами и технологиями. Также мы активно развиваем формат b2b (business to business. — Прим. ред.). Мы являемся официальными партнерами по питанию таких значимых спортивных мероприятий, как Московский марафон, соревнования по триатлону, чемпионат России по плаванию на открытой воде, проект «Гонка героев», и ряда других спортивных мероприятий. Недавно запустили проект онлайн-питания, благодаря которому вы можете получать пакет здоровой еды на целый день. Внедряем новый формат корпоративных «кафе будущего».

- В 2016 году вам пришлось отказаться от вендинговых автоматов. Почему? Это тупиковая ветвь направления здоровой еды или на каком-то этапе планируете к идее вернуться?

- Нам сделали предложение, мы согласились. Было важно сосредоточиться на развитии производства и нашей сети кафе, плюс был провал с командой этого направления. Управление вендингом здоровой еды — кропотливая работа. Сейчас вендинга здоровой еды в Москве нет. Для нас это был успешный проект, который забирал слишком много ресурсов. Мы перераспределили их в пользу других проектов.

Часто задавал себе вопрос, как помочь людям, работающим в офисе, изменить свой lifestyle? Как предложить альтернативу в еде тем, кто готов начать питаться правильно, но нашего кафе рядом нет. Так у меня родилась идея корпоративных «кафе будущего», или «кафе на доверии». Как это работает: сотрудник офиса в любое время приходит в наше кафе Healthy Food Space, выбирает любую понравившуюся еду и самостоятельно расплачивается картой. Кассира нет, наличных денег нет, никакого контроля. Все продукты приготавливаются в ночь и доставляются под утро. Слоган нашего проекта «Вы доверяете продукту, мы доверяем Вам!». Мы рассматриваем этот проект как социальный, мы популяризируем здоровый образ жизни и привносим в компанию такую ценность, как доверие. Сегодня наши кафе на доверии уже работают в финансовой корпорации «Открытие», в «Роснано», в компании Positive Technologies и многих других.

- Некоторые эксперты по рынку рассматривают ваш проект в целом не столько как бизнес, сколько как некое альтруистическое начинание и считают, что из-за идеи вам приходится жертвовать прибылью. Это так? Не было ли за эти годы соблазна уйти от выбранного направления?

- Как видите, мы постоянны в своем движении против течения, в новый проект «кафе на доверии» снова мало кто верит. (Смеется.)

А зачем еще жить? Биткоинами спекулировать не умею. Если есть возможность сделать мир лучше, делаю!

- Как себя сегодня в Москве и в целом по России чувствует рынок здоровой еды?

- Тема стала по-настоящему модной, из-за чего многие заведения мимикрируют под «здоровое питание», причем не с помощью действительно полезных продуктов и правильных рецептов, а за счет маркетинговых бюджетов. Важно, чтобы клиент отличал здоровое и полезное от фермерского (не всем фермерам можно доверять), от био (в России нет такого стандарта), от bio/organic (из Европы, по составу не всегда полезно). Поэтому наша функция просвещения клиента особенно важна сейчас: как разобраться в таком огромном количестве «здоровых» вывесок и этикеток? Этот рынок — один из самых быстрорастущих, но он пока не сформировался.

- Работа только с натуральными, неконсервированными продуктами предполагает короткие сроки хранения — это сложно и неудобно для формата общепита. Я знаю, что у вас выстроена какая-то хитроумная система логистики и планирования. Расскажете в двух словах?

- Особенно ничего хитроумного нет. Территориальные управляющие планируют продажи следующего дня и вечером формируют заказ для производства. Под утро продукция оказывается в кафе. Да, у нас складские запасы хранятся не больше 1 дня по большинству продуктов, что позволяет нам все денежные средства постоянно держать в обороте. Для обычного общепита такая модель действительно неудобна, поскольку там иные способы приготовления блюд, другие рецептуры, а главное — ингредиенты. У нас своя модель, которая позволяет выполнять наши социальные задачи — дарить посетителям здоровье и долголетие. 

Сейчас мы работаем над тем, чтобы планирование производства было полностью автоматизированным. Это непростой проект с учетом специфики наших продуктов.

- Кто ваши покупатели, клиенты? Каков их обобщенный портрет?

- Это те, кто осознал, что здоровье — ценность, и готов менять свои вкусовые привычки. Кто понимает, что еда влияет на то, как ты себя чувствуешь каждый день и как ты выглядишь. Женщин в наших кафе несколько больше, чем мужчин.

- Самая критическая точка в развитии вашего бизнеса за эти годы? Самое главное достижение?

- Помните смог лета 2010 года? Жара, сотрудники просто отказывались выходить на работу, экспедитор сбежал, мы с партнером снова стали экспедиторами, сами объезжали кафе, стояли за кассой, делали соки и кофе. Посетителей почти не было — люди тогда уезжали из города, выручка провалилась. Два кафе тогда пришлось закрыть. Было непросто, но мы были вдвоем с Марией, прикрывая друг другу спину. Healthy Food изначально развивался как партнерский проект, все делили пополам, поэтому сейчас думаю, что самый критический момент даже не жаркое лето 2010 года, а 2015 год, когда мой партнер вышел из бизнеса — было непросто перестроиться.

Самое главное достижение, верю, еще впереди! На сегодняшний день считаю огромным достижением нашу корпоративную культуру, которую мы создавали с первого дня. Как привнести культурный код собственника в компанию? Это нетривиальная задача. У нас есть специальная программа «Человек Healthy Food». Мы знакомим сотрудников с основами здорового образа жизни и здорового питания. Большинство ребят осваивают все этапы движения продукта, например повар на время становится менеджером кафе. Мы посещаем партнерские пищевые производства и узнаем, как приготавливается тот или иной продукт. И, конечно, элемент нашей корпоративной культуры — бег! Мы участвуем в большинстве беговых стартов, а лучшие ребята едут осенью в теплые края участвовать в закрытии бегового сезона. С ноября у нас арендованы дорожки в бассейне, и наши повара, менеджеры кафе, сотрудники офиса имеют возможность заниматься плаванием с самым настоящим мастером спорта международного класса.

- Дмитрий, у таких увлеченных бизнесменов обычно не бывает хобби, а как у вас?

- Хобби как такового у меня действительно нет, мои увлечения становятся частью меня. Мне нравится постоянное саморазвитие, частью жизни стали гонки на выносливость (марафон и триатлон), вот жду, когда пластину железную из ноги извлекут, чтобы увеличить нагрузки и начать подготовку к новым стартам. Еще люблю бывать в церкви и в скит ездить.

- Если бы можно было вернуться на 10 лет назад, начали бы этот проект?

- Начал бы и многое сделал бы по-другому, но ценностно проект был бы тем же.

- Ваши советы стартаперу в сфере здоровой еды.

- Верить в мечту, найти свою нишу и быть преданным своему делу, никогда не сдаваться.

вернуться в раздел

метки: healthy food , питание 
поделиться:

Читайте также
Едоки салата
Едоки салата 12 февраля 2012
Здоровый образ жизни и здоровая еда - этого мы все хотели бы на словах, давно позабыв вкус не пересоленной-переперченной-пересахаренной еды, не приправленной майонезом и сильно…
читать полностью

Метки


Фонд региональных социальных программ «Наше Будущее»
119019, г. Москва, ул. Знаменка дом 8/13, строение 2