Инвалидность - не преграда

27
декабря 2011
Автор: Ольга Шлыкова

Проработав 15 лет инженером в частной фирме, Кирилл Васильев осознал: он способен на большее и хочет открыть свое дело. Идей было миллион: шиномонтаж, мойка, автосервис... И, наконец, салон-парикмахерская. Почему? Как говорится, cherchez la femme! Не зря свой салон Кирилл назвал в честь жены-парикмахера NADIN.

Фотографии по проекту

Кирилл Васильев, создатель проекта и его непосредственный руководитель, - инвалид по слуху. Получив высшее техническое образование, Кирилл 15 лет проработал инженером в частной фирме. И вдруг неожиданно осознал: он способен на большее. Деятельный по натуре, Кирилл всегда тяготился работой на кого-то, пусть она и приносила ему стабильный доход. Кроме этого, несмотря на уважение коллег, из-за инвалидности всегда остро ощущал себя как будто отделенным от остальных сотрудников. “Нет, у нас были прекрасные отношения с коллегами, но какая-то напряженность проскальзывала, я был одинок в коллективе,” - делится Кирилл.

Два года назад у Кирилла появилась идея создать собственное предприятие. Организацию, где он сможет делать что-то для себя и близких ему людей, также в большинстве своем являющихся инвалидами по слуху. Ведь эти люди как никто другой нуждаются в помощи и поддержке. Почему же именно салон-парикмахерская, ведь у Кирилла так много идей: в планах организация шиномонтажа, мойки и даже автосервиса. “Среди инвалидов – огромное число настоящих талантов: людей с золотыми руками, которые многое умеют”, – говорит предприниматель. На сегодняшний выбор сферы деятельности повлиял тот факт, что жена Кирилла, Надежда, – парикмахер. Также являясь инвалидом по слуху, она горячо поддержала инициативу мужа. Так, инициативность и организаторские способности Кирилла, с одной стороны, и опыт и знание парикмахерской деятельности - с другой, легли в основу успешной реализации проекта. “Мы поняли, что салон - парикмахерская - то, что мы на данный момент сможем потянуть,” - подытоживает Кирилл.

“Нас поддержало государство”

Первой проблемой, возникшей на пути реализации задуманного, стал поиск подходящего помещения. Однако здесь Кириллу Васильеву неожиданно повезло: его инициатива нашла отклик в Правительстве Москвы. Конечно, все оказалось не так уж и просто, и для того, чтобы получить государственную поддержку, пришлось приложить немало усилий, но дело того стоило. Сначала надо было обойти несколько учреждений: территориальное агентство по недвижимости, Департамент Имущества г. Москвы (ДИГМ), мэрию и Федеральную Антимонопольную Службу (ФАС). Бумажная волокита, различные согласования и проверки в итоге растянулись на два года: проект салона-парикмахерской долго рассматривали, обсуждали, но в конце-концов приняли положительное решение. Для реализации старт-апа Кириллу Васильеву была предоставлена прямая аренда 50 кв. у метро “Речной вокзал”.

Положительному решению несомненно способствовала ярко выраженная социальная составляющая проекта. Кирилл с воодушевлением отмечает, что в последнее время власть стала уделять больше внимания социальным проблемам общества, и в частности интеграции инвалидов. Со стороны государства оказывается информационная поддержка; в масс-медиа появляется все больше информации и статей на эту тему. Увеличивается и количество людей, неравнодушных к проблемам других, готовых помогать как частными инициативами, так и от имени целых организаций.

Конкурс социальных проектов

Наличие помещения существенно снизило количество насущных проблем, однако денежный вопрос по-прежнему стоял достаточно остро. В проект на этот момент времени вкладывались собственные сбережения, но дальнейшее развитие требовало новых, более крупных инвестиций. Тогда Кирилл вплотную занялся поиском альтернативных возможностей получения помощи. И в результате нашел информацию о конкурсе “Социальный предприниматель”, который проводит Фонд “Наше будущее”, и незамедлительно отправил заявку на участие.

Серьезный конкурсный отбор проектов произвел большое впечатление на начинающего социального предпринимателя. Для победы каждая заявка должна была доказать жизнеспособность (реалистичность воплощения, проверку “на проблему” у профильных экспертов) и самоокупаемость предпринимательской идеи, а, главное, продемонстрировать эффективный механизм решения актуальной социальной проблемы. Всеми этими чертами обладал проект “Салон-парикмахерская”. Попечительский Совет конкурса утвердил проект Кирилла Васильева качестве одного из 17 победителей и выделил беспроцентный заем в 1 млн рублей, которые предпринимателю необходимо будет возвращать в течение пяти лет.

По словам Кирилла, самым сложным было составление бизнес-плана. “Да, у меня были ошибки. Разобраться в тонкостях бизнес-документации помогали консультанты Фонда и даже проводились специальные обучающие семинары,” - вспоминает предприниматель. Потрудиться пришлось основательно, однако Кирилл считает этот кропотливый и в чем-то даже рутинный процесс важнейшим этапом при организации любого предприятия. Сейчас у салона-парикмахерской есть жизнеспособный бизнес-план, информацию о тонкостях составления которого до участия в конкурсе приходилось искать в Интернете.

Проект успешно развивается

Пока салон-парикмахерская ещё не работает – в предоставленном правительством помещении вовсю кипит ремонт. Открытие планируется только в конце января - начале февраля. Однако название уже есть: “Салон - парикмахерская NADIN”, в честь жены Кирилла Васильева - Надежды, его опоры и поддержки при осуществлении замысла, а также первого сотрудника нового предприятия.

Наряду с этим уже сформирована и остальная часть коллектива. Причем все 3 сотрудника, так же, как и сам руководитель, - инвалиды по слуху. В дальнейшем Кирилл планирует расширять состав рабочей команды, но так как ключевая идея проекта - трудоустройство людей с ограниченными возможностями, то будущие соискатели столкнутся со справедливым ограничением - работниками NADIN могут быть только инвалиды.
В салоне будут устроены непосредственно парикмахерская и комната для маникюра и педикюра. Цены на предлагаемые услуги будут средними по рынку. Для того чтобы они были доступны не только категориям людей со средними доходами и выше, но и были приемлемыми для самих инвалидов, последним будут предоставляться специальные скидки. Похожий бонус предусмотрен и для жителей близлежащих домов.

Большое внимание планируется уделять и информационному освещению проекта. Главными помощниками Кирилла, являющегося членом “Объединения слабослышащих”, будет не только эта ассоциация, но и интернет-ресурсы Deafnet.ru и Gluxix.net. Предпринимательская инициатива Кирилла Васильева – одна из немногих, поступивших от членов объединения, что делает реализацию проекта ещё более знаковой и важной. Кирилла поддерживают как информационно, рассказывая о новом салоне-парикмахерской, основных событиях в его жизни и публикуя на форумах объявления для соискателей, так и неформально – дружески. Кроме этого, в скором времени планируется запустить собственный сайт салона.

Скажем “Нет!” стереотипам

Несмотря на свой энтузиазм, предприниматель признается, что наряду с большими надеждами, связанными с проектом, есть у него и ряд опасений. Это, в первую очередь, страх, что людей, привыкших к стандартным форматам, оттолкнет “необычность” мастеров. Инвалидность в нашем обществе традиционно ассоциируется с убогостью, неполноценностью, поэтому Кирилл опасается, что подобный негативный образ может сложиться и у NADIN.

Однако способ борьбы с таким страхом предприниматель уже придумал. Залогом успешности и хорошей репутации салона-парикмахерской будет выступать высокий уровень квалификации и профессионализма работников. Для того чтобы его обеспечить, будущие сотрудники будут в обязательном порядке за счет организации проходит курсы подготовки и повышения квалификации в известных агентствах, например, в Школе Парикмахерского Искусства Павла Баженова (договоренность об этом уже существует). Кроме этого, на территории салона будут проводиться специальные мастер-классы с участием известных специалистов парикмахерского искусства.

Кириллу хочется создать в своем салоне атмосферу уюта и комфорта. Они ценятся даже больше высокотехнологичного оборудования и красивого интерьера, и большую роль должны играть взаимоотношения между мастерами и их клиентами. “Нашим клиентам не стоит бояться, что их желания не услышат или не поймут,” – объясняет Кирилл. В салоне всегда будет находиться человек, одинаково хорошо владеющий как обычным языком, так и языком глухонемых, и наряду с этим разбирающийся в тонкостях парикмахерского искусства.

Инвалидность - препятствие успешности?

Десять процентов жителей Москвы - инвалиды, объявил руководитель столичного департамента социальной защиты населения Владимир Петросян. По последним данным, 100 тысяч из них - инвалиды по слуху.
Конечно, существует ряд организаций, способствующих трудовой и социальной реабилитации этих граждан, но пока результаты их деятельности не очень значительные. Комментируя ситуацию на рынке труда, Кирилл Васильев отмечает, что 90% всех слабослышащих инвалидов - безработные. Наличие физических недостатков сразу же создает существенные ограничения при вхождении на рынок. Таких людей считают неполноценными, не верят в их силы. В результате у инвалидов практически нет шансов реализоваться в трудовой деятельности, что в свою очередь влечет за собой и плохое социальное положение в обществе.
И самое плачевное во всем этом то, что, столкнувшись с такими сложностями, люди опускают руки. Живут на государственные пенсии, смирившись со сложившейся ситуацией. Но неужели все действительно так плохо и инвалидность - непреодолимое препятствие?
Инициатива Кирилла Васильева демонстрирует, что нет. Его салон-парикмахерская - отличный пример того, что инвалидность - не преграда успешности и даже наоборот способна предать уникальность и эксклюзивность любому бизнес-проекту. Демонстрация того, как частная инициатива инвалидов может существенно улучшить жизнь тысяч людей.



Специально для портала "Новый бизнес: социальное предпринимательство"
Декабрь 2011 г.
Фото: пресс-материалы
КРАТКО О ПРОЕКТЕ
"Салон-парикмахерская NADIN" (г. Москва)
Год основания: 2011
Основатель: индивидуальный предприниматель Васильев Кирилл Александрович
Количество сотрудников: 4 человека. В дальнейшем численность будет увеличиваться
Сфера деятельности: социальная и трудовая реабилитация инвалидов по слуху, предоставление парикмахерских и маникюрно-педикюрных услуг населению
Целевая группа: парикмахеры - инвалиды по слуху, граждане, нуждающиеся в парикмахерских и маникюрно-педикюрных услугах.

 

вернуться в раздел


Читайте также
Открытия во тьме кромешной
Что чувствует незрячий человек? Каково ему переходить дорогу, ездить на метро? Погрузиться в мир, который нельзя увидеть, позволяет московский проект «Прогулка в темноте». Посетителей здесь…
читать полностью
Почувствовать себя кочевником
Современный мир предоставляет ребенку неограниченное количество возможностей. Нажал кнопку на компьютере — и вот ты уже отправился в виртуальное путешествие. Но как узнать о том,…
читать полностью
В Петербурге бизнесмен создал производство обуви на субсидию в 6,8 млн рублей от Смольного
Предприниматель Станислав Сорокин создал производство обуви, где трудоустраивает инвалидов. Сбыт у компании до конца не налажен, но тем не менее за 3 года владелец рассчитывает…
читать полностью
«Mr. Зефир». По канонам гостеприимства
Гостеприимство всегда было русской национальной чертой. Выпускник Лаборатории социального предпринимательства Фонда «Наше будущее» Павел Позин еще раз подтвердил это, открыв классический, но при этом совершенно…
читать полностью
ГУСИ и «братство дороги»
Проекту ГУСИ всего два месяца, а его уже взяли в программу социальных стартапов на базе Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ. А идея проста: автомобилисты-волонтеры помогают малоподвижным людям…
читать полностью

Метки

Фонд региональных социальных программ «Наше Будущее»
119019, г. Москва, ул. Знаменка дом 8/13, строение 2