Новый Бизнес


Мыло как двигатель прогресса

09
октября 2014
Автор: Анастасия Сухорослова

Маленький и когда-то очень провинциальный Коломенский посад становится все больше похож на европейский музейный квартал с уютными кафе и магазинчиками. Причина этой метаморфозы  – проекты некоммерческого партнерства «Город-музей», несколько лет назад поддержанного Фондом «Наше будущее». Сначала были музей и фабрика пастилы, потом – возрождение настоящего коломенского калача. На очереди – мыло.




Среди малых российских городов лишь единицы привлекают потоки туристов. Даже через те, кому повезло быть обладателями великих культурных или исторических ценностей, не всегда пролегают маршруты организованных путешественников, способных изрядно пополнить городскую казну. Причина кроется как в исчезновении исторических промыслов, так и в нехватке современных, по-настоящему ярких и привлекательных музейных проектов. Эта ситуация является одной из причин социально-экономического анабиоза, в котором на протяжении десятилетий находятся многие российские регионы.
В Коломне несколько лет назад со всей серьезностью решили подойти к решению этой проблемы. В рамках некоммерческого партнерства «Город-музей» уже осуществлено несколько проектов, которые призваны воссоздать в центре города атмосферу ХIХ века. Их реализация дает вторую жизнь полуразрушенным объектам Коломенского посада, помогает сохранить старинный облик города и словно повернуть время вспять, дав возможность гостям города очутиться в прошлом и позапрошлом веке. Результат: провинциальный город постепенно приобретает репутацию одного из самых популярных туристических центров региона.
С 2012 года в Коломенском посаде работает еще один проект, связанный с некоммерческим партнерством «Город-музей», – мануфактура «Душистыя радости», создатели которой планируют восстановить мыльный заводик и торговую лавку купца Г.И. Суранова. Социальные предприниматели Марина Волкова и Наталья Бакушина собираются варить мыло по рецептам XIX века и продавать его в лавке при мануфактуре.


Суранов и компания

Г.И. Суранов для проектов «Города-музея» – фигура знаковая, ведь самый первый из них – Музейная фабрика пастилы в Коломне – расположился во флигеле его усадьбы. Когда социальные предприниматели решили узнать побольше о своем земляке, они выяснили, что в 1887 году купец получил разрешение на открытие мыловаренного заводика, а в 1903-м фигурировал в списке владельцев торговых лавок. Неудивительно, что, воссоздавая посадский быт, любознательные коломчанки не смогли обойти этого человека стороной. Так появились «Душистыя радости».
На первых этапах – сбора информации, поиска исторических рецептов и проектирования самого музея – Волковой и Бакушиной очень помог опыт коллег из некоммерческого партнерства «Город-музей». Его создательницы – Наталья Никитина и Елена Дмитриева – их большие друзья, а также главные учителя в том, что касается социального бизнеса.


Они уже здесь!

Сегодня «душистые радости» уже можно понюхать, потрогать и даже взбить в пену: мыло по старинным рецептам выпускается на базе крупного завода в исторической части Коломны. В перспективе мыльное производство должно переехать в собственное здание.

Запуск проекта, включая начало производства мыла, проведение разнообразных проектных работ и согласований, Марина с Натальей осуществляли полностью на собственные средства. Однако самый сложный этап – реконструкция здания, которое долгое время стояло в руинах и пустовало, – потребовал финансовой поддержки со стороны. В 2014 году Фонд «Наше будущее» выделил авторам проекта беспроцентный заем на ремонтные работы. Деньги размером 6,4 млн рублей выданы социальным предпринимателям сроком на семь лет. Уже в марте-апреле следующего года начнутся работы по реконструкции помещения, сейчас Марина и Наталья занимаются получением необходимых документов, в частности разрешения на подводку коммуникаций. Как известно, на этом этапе нередко возникает масса сложностей технического и бюрократического характера, но наши героини надеются на лучшее. Местные власти, уже привыкшие к череде успешных и выгодных для всего города проектов, весьма положительно относятся к инициативе.


Интересное, полезное и непременно чистое!

На заводе будет показан весь процесс производства мыла по технологиям позапрошлого века: от изготовления из золы поташа – природного щелока – до готового продукта. А посетителей трехэтажной лавки, которую и лавкой-то называть не с руки, ждет целое путешествие. На первом этаже экскурсанты действительно попадут в торговую лавку ХIХ века, в которой можно познакомиться с разными сортами мыла, помыть руки в старинных умывальниках, посмотреть театрализованное представление.
Экспозиция второго этажа будет посвящена гигиене. «Наш проект связан с чистотой, и мы хотим показать, как раньше мылись, как принимали ванну, какие были ароматы», – рассказывает Марина Волкова. Здесь откроются два исторических туалета с полной реконструкцией интерьеров; для них уже подобраны проекты великолепных рукомойников с изразцовой облицовкой, созданные в 1909 году в петербуржском Училище им. Штиглица.
Экскурсии будут проводиться и в подвале, на минус первом этаже, где, как и столетие назад, разместятся склады и упаковочный стол.
 

Откуда деньги?

Экскурсии и продажи мыла в самой Коломне станут одной из существенных статей дохода мануфактуры «Душистыя радости» – своего рода платформой ее экономической устойчивости. Говоря про финансы и ценообразование, авторы проекта замечают: «Цена одного стограммового кусочка – 250 рублей. Дорого?.. Мы изучали цены конкурентов. Похожая по качеству продукция у них стоит еще дороже. Стоимость американских аналогов доходит до 1000 рублей за кусок. Поэтому мы держим среднюю цену, но такую, которая позволяет нам работать с прибылью.
Другой составляющей финансовой устойчивости проекта станут, по расчетам Волковой и Бакушиной, крупные корпоративные заказы. Так, уже в этом году поступили заявки на душистые подарки от Фонда «Наше будущее», нескольких банков, Министерства обороны РФ, библиотеки иностранной литературы… «Мы принимаем участие в выставках подарков, – говорит Марина Волкова. – И оптовики, и корпоративные заказчики проявляют большой интерес к новому продукту».


Культурно и социально

По расчетам Марины и Натальи, их проект поможет привлечь в Коломну не менее 2000 туристов в месяц. Такой поток туристов, безусловно, придаст не только устойчивости бюджету предприятия, но и весомости его социальной миссии. Вместе с тем культпросветработа не единственная социальная составляющая мыльного бизнеса. Так, создательницы проекта планируют бесплатно или на льготных началах проводить экскурсии для социально незащищенных групп населения. Намерены предпринимательницы внести вклад и в решение проблемы трудоустройства инвалидов. «Мы будем приглашать на работу слабослышащих людей, – говорит Марина Волкова, – которые смогут быть востребованы как специалисты, занимаясь творчеством».
Авторы проекта «Торговля мылом Г.И. Суранова» рассчитывают, что мыльный заводик и торговая лавка с экскурсионной программой откроются к очередному фестивалю «Антоновские яблоки», который пройдет в сентябре следующего года. Коломчане и гости нарождающейся культурной столицы, посетившие этот удивительный праздник осенью 2014 года, уже имели возможность познакомиться с «сурановским» мылом – оно было представлено на ярмарочных лотках. Осталось подождать какой-то год, чтобы насладиться этой душистой историей сполна.

вернуться в раздел


Связанные новости

В поисках утраченного времени. Как частные музеи меняют городскую среду 01 октября 2015

Предпринимательство в социальной сфере вовсе не означает, что речь идет исключительно о самопожертвовании и чистом альтруизме. Социальный проект не только может, но и должен быть…
читать полностью

Екатерина Тудегешева: Социальное предпринимательство – это очень живая история 10 декабря 2014

В начале декабря Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» подписал соглашение о сотрудничестве с двукратной чемпионкой мира по сноуборду Екатериной Тудегешевой. О том, почему спортсменка…
читать полностью

Больше, чем покупка! 16 сентября 2014

Наряду с отсутствием законодательной базы и развитой инфраструктуры, наряду со сложностями очередного переходного периода экономики, российские социальные предприниматели сталкиваются с такой проблемой, как сбыт. Бизнес-модель,…
читать полностью

«Бизнес-журнал» - о соцпредпринимательстве 24 июня 2014

Социальное предпринимательство, активно развивающееся в последние годы в России, вызывает все больший интерес как со стороны общества, так и со стороны средств массовой информации. В…
читать полностью

Частным детским садам будут оказывать государственную поддержку 13 декабря 2013

Развитие малого и среднего бизнеса во многом определяет темпы социально-экономического развития региона в целом. В настоящее время заметно возросло внимание со стороны государства социальному предпринимательству,…
читать полностью

Метки



Фонд региональных социальных программ «Наше Будущее»
119019, г. Москва, ул. Знаменка дом 8/13, строение 2