Сказ о волшебном ларце

02
мая 2017

Народные традиции — как ларец с бабушкиными драгоценностями: мы храним их на почетном месте, но достаем лишь по особым случаям. Между тем старина может стать актуальным трендом, если смахнуть с нее музейную пыль и интерпретировать по-новому. Это доказывает предприниматель Наталья Костомарова, которая наладила производство уникальных ларцов в русском стиле. В их дизайне использованы мотивы старинных узоров из средневековых рукописей.

Матрешка, водка, ушанка: как-то повелось, что именно эти сувениры в стиле From Russia with Love отягощают собой чемоданы интуристов, отбывающих рейсом «Москва — заграница». Почему этот китч намертво прилип к имиджу нашей страны, обладающей богатейшим культурным достоянием? Об этом однажды задумалась Наталья Костомарова, сотрудница отдела продаж одной крупной международной компании. Вопрос был не праздный: надвигался день рождения директора фирмы, француза. Подчиненные находились в глубоких размышлениях по этому поводу: вручать шефу очередную матрешку не хотелось, а найти небанальный подарок было сложно.

Выход нашла Наталья. Она предложила сделать на заказ ларец в русском стиле — узорчатый, причудливый, сказочный. Момент вручения подарка ознаменовал не только именины босса, но и день рождения самостоятельного бизнес-проекта Натальи «Мой ларец».

Царь-буква

…Здесь-то сказ и начинается — как Наталья Костомарова бизнес собственный затеяла. Как поехала в провинцию, чтобы лично познакомиться с мастерами дел шкатулочных: изучала технологию, постигала все премудрости.

Как корпела над архивами, как читала книги древние, где узорами затейливо буквы были опоясаны. Как мотивы и орнаменты находили воплощение в изразцах с инициалами, украшавшими навершия всех ларцов, Натальей созданных…

Ларцы и изразцы

Дерево и керамика — это сочетание всегда нравилось Наталье. И она решила, что небанальный и свежий «дуэт» фактур должен стать отличительным знаком ее продукции.

Изразцы, на которых изображены затейливые буквицы и узоры из средневековых рукописей, украшают крышки ларцов в форме теремка —  таких, какими пользовались жители России на протяжении многих веков.

Креативно соединив две традиционные технологии в одном изделии, Наталья доказала: в век постмодернизма старину нельзя рабски копировать; ее нужно по-новому переосмысливать и интерпретировать. В этом — залог успеха.

Техно-хендмейд

А успех не заставил себя ждать. За необычными ларцами сразу же выстроилась очередь заказчиков — как частных, так и корпоративных. Начинающая бизнесвумен не ломала голову над главным вопросом, мучающим всех стартаперов: где найти большие деньги на проект.

«Конечно, на самые первые образцы нужны были определенные средства, – говорит Наталья. – Но потом я стала работать под заказ, и дополнительных затрат не потребовалось. Я решила, что не буду организовывать собственное производство — в этом не было необходимости. Я нашла мастеров в разных городах: одни делают деревянную основу ларцов, другие — фурнитуру, третьи — керамику. Потом все это собирается воедино. Мы совмещаем ручной труд с современными технологиями. Именно такое сочетание дает новое дыхание старинным промыслам и выводит их на новый уровень». 

Многоуважаемый ларец

Переплести друг с другом два старинных ремесла оказалось делом непростым. Поначалу приходилось много экспериментировать — особенно с изразцами, которые после обжига и нанесения глазури иногда меняли размер и не желали укладываться в предназначенные для них полости на ларцах. Чтобы усмирить строптивую керамику, пришлось прибегнуть к еще одной старинной традиции — заговорам.

«Несколько раз имел место интересный феномен: сначала изразец не ложился на место, но после пары просьб — «Ну, пожалуйста, ларцы, будьте послушными!» — все получалось. Не знаю, как это работает, но я убедилась, что они живые, – улыбается Наталья. – Со временем мы набрались опыта, и такие стрессовые ситуации остались в прошлом. Но я до сих пор с ларцами разговариваю».

Неофолк

Ларец во всех сказках и легендах — вещь волшебная. В его магические свойства верят и заказчики.

«Однажды у меня заказали шкатулку в подарок на свадьбу, – вспоминает Наталья. – Клиент-девушка сказала, что в каждую ячейку положит символичную мелочь: монетку — чтобы у молодых водились деньги, конфетку — чтобы подсластить жизнь, смайлик — чтобы их не покидало чувство юмора и щепотку соли — чтобы ярче чувствовать вкус жизни.Такая магическая импровизация наверняка положит начало новым свадебным традициям. Ведь обычаи — это вовсе не мертвая архаика. Они живы, пока существует народ. И обновляются с каждым новым поколением: пример со свадебной шкатулкой тому подтверждение».

Наличники для комода

О том, что апгрейд старины — тренд в России крайне актуальный, говорит следующий факт: 90% заказчиков Натальи — наши соотечественники, а не охочие до экзотики туристы.

Горячий народный отклик  воодушевил предпринимательницу на расширение ассортимента: помимо ларцов и шкатулок она планирует производство скрыней — сундучков-шкафов с выдвижными ящичками.

А в перспективе — и мебели, в дизайне которой Наталья хочет использовать мотивы любимых ею резных деревянных наличников.

«Мне нравится, как сочетаются изразцы со старыми, потрескавшимися наличниками, – говорит Наталья. – Они прекрасны, но в городских многоэтажках мы не можем повесить на окна что-то подобное. Зато мы можем «пригласить» эти элементы внутрь, в свои квартиры. Возможно, я буду создавать большие комоды по мотивам наличников».

Бизнес со смыслом

Сделать инъекцию молодости старинным традициям — в этом, по мнению Натальи, заключается социальная функция проекта «Мой ларец».

«Мы стараемся показать, что русское наследие актуально в современном мире, оно очень декоративно и имеет поистине безграничный потенциал для дизайна, – говорит предпринимательница. – В широком смысле это история про возрождение ремесел — хотя я немного стесняюсь таких громких слов. Если ты что-то делаешь в историческом и культурном контексте — это бизнес со смыслом. Так что я могу назвать свое предприятие социальным».

Возрождать народные промыслы Наталье помогает старшее поколение: в ее команде наряду с молодежью работают и пожилые люди. И в этом тоже социальная направленность: трудоустроить тех, кто вряд ли бы нашел работу в другом месте.

Не списать со счетов пенсионеров, не сдать в утиль традиции: бережное отношение ко «вчера» определяет наше общее «завтра», уверена Наталья. Без прошлого нет будущего. Главное — сохранить бесценное наследие, которое, подобно старинному ларцу с сокровищами, оставили нам наши предки.

вернуться в раздел

поделиться:

Читайте также
Действуют локально, а цели глобальны
В 2015 году главы государств, собравшись в штаб-квартире ООН, провозгласили 17 главных целей "устойчивого развития" человечества до 2030 года. Все они так или иначе связаны…
читать полностью
"Наша технология – говорить правду"
Главная социальная миссия компании Everland, основанной Игорем Новиковым и Еленой Мартыновой в 2016 году, – говорить правду. Это инклюзивный проект, который дает возможность людям с…
читать полностью
Малый радиус для большого дела
…Человек на инвалидной коляске достает из багажника автомобиля нечто похожее на укороченный самокат без заднего колеса, но с моторчиком. Несколькими простыми движениями прикрепляет устройство к…
читать полностью
Подъем-переворот
Подъем-переворот 14 августа 2017
Сначала, когда мне предложили написать репортаж про ребят, занимающихся в парке на турниках и открывших магазин спорттоваров, я подумала: "какая скука". А оказалось, что это…
читать полностью
Особенное дело добрых людей
Пока в стране только собираются определиться со статусом социального предпринимательства, приемный отец из Армавира Сергей Кочкуркин по своей инициативе уже много лет работает с детьми,…
читать полностью

Метки

Фонд региональных социальных программ «Наше Будущее»
119019, г. Москва, ул. Знаменка дом 8/13, строение 2