Новый Бизнес


История одного валенка

30
августа 2013
Автор: Мария Кригер

Что такое традиция? Картинки полузабытого прошлого? Экспонаты за стеклами музейных витрин? Удивительные и, по сути, никому уже не нужные вещи? «Традиция – это актуальный, востребованный тренд, – уверена хозяйка творческой мастерской Ольга Черникова. – Это не только наше богатое прошлое, но и огромный потенциал, стимул к развитию и серьезный задел на будущее».

История Мастерской Черниковых началась очень по-московски: на кухне. «У нас в квартире была большая кухня, по периметру в ней располагались полки, – вспоминает Ольга. – Эти полки, сколько я себя помню, были уставлены гжелью, различными произведениями народных промыслов. Коллекция всегда приводила в восхищение гостей. При этом, входя, люди повторяли одну и ту же фразу: «Как здесь тепло!» Еще тогда я заметила, насколько органично современный интерьер, минимализм, хай-тек сочетаются с ремесленными, рукотворными работами».
Потом было свое дело, поездки по разным странам, жизнь в Нигерии. И возможность сравнить заветное «там» с привычным «здесь». «Мы ездили домой в основном зимой и осенью. И каждый раз, приезжая, понимали, как же у нас красиво», –  говорит Ольга. В одно из таких возвращений у Черниковой и произошла «историческая» встреча.

Встреча в деревне

Как-то, приехав летом, Ольга оказалась у родственников в Тамбовской области. Было холодно, и хозяйка дома предложила примерить валенки. «На Руси валенки были всесезонной одеждой, в них не холодно зимой и не жарко летом, – рассказывает Ольга. – Я вспомнила это, надела и подумала: «Красота!». Ноге комфортно, усталости как не бывало». Так валенки очутились в нужное время в нужном месте. Точнее, на нужных ногах.

Вероятно, если бы вместо Ольги в доме под Тамбовом оказался другой человек, эта встреча города и деревни закончилась бы обычным образом – приятными воспоминаниями в дружеской компании. Черниковой же валенки дали почву для размышлений на тему «А что, если?..». А что, если их украсить? Немного изменить фасон, цвета? Поставить на современную подошву, например, на красную, синюю или белую?..

В итоге из Тамбовской губернии Черникова вернулась, как Наполеон из Аустерлица, с планом завоевания Москвы.

От традиции к тренду

Вскоре по прибытии Ольги в столицу квартира Черниковых превратилась в мастерскую. Надо сказать, что поначалу вокруг проекта хватало и критиков, и скептиков – какие, мол, в наше время валенки? И, тем не менее, тех, кто сразу понял, что задумка – не дань сиюминутной прихоти, тоже оказалось немало.

«Мы сейчас ездим по разным странам, восхищаемся традициями разных народов, зачастую забывая, как много есть у нас самих, – говорит Ольга. – У меня огромное желание показать людям, какая красивая у нас страна, какие прекрасные вещи мы способны создавать».

Культура во всем богатстве и разнообразии ее фольклора, ремесел и промыслов – не музей с табличками «Руками не трогать!», считает Черникова. Культура – сама жизнь. И ее надо трогать руками – если мы, конечно, хотим ее сохранить. И валенки Черниковых – разноцветные, стильные, расшитые цветами и замысловатыми узорами – не дань преданиям старины, но современная обувь, связанная с этой стариной неразрывной нитью. Традиция и одновременно тренд. Наш ответ уггам? Почему бы и нет.

Валенок 2:0

Продукция Черниковых – это не аутентичная версия русского валенка, но его современная реплика. Технология, наработанная столетиями, и «оцифрованная» в соответствии с последними достижениями индустрии.

Валенок «тюнинговали» в несколько этапов. Фасон. Цветовая палитра (сегодня Мастерская предлагает покупателям 15 цветов и оттенков). Узор и орнамент. Прозрачные калоши. И, наконец, подошва. Цветная ортопедическая подошва из Франции, вот уже несколько лет уверенно шествующая по российским дорогам и бездорожью.

И пусть внешняя простота валенка успела войти в поговорку, технологический цикл Мастерской Черниковых при всем желании не назовешь примитивным. Для работы используется оборудование, иные образцы которого не уступают компьютерам последнего поколения по сложности и многократно превосходят их по стоимости.

Деньги на приобретение оборудования для Мастерской дважды выделялись Фондом «Наше будущее». Мастерская выигрывала Конкурс «Социальный предприниматель» в 2012 и 2013 годах, и оба раза займы, выдаваемые победителям Конкурса, шли на оснащение предприятия. В 2012 году деньги были потрачены на сырье и различное вспомогательное оборудование. В 2013-м заем, выданный Фондом, позволил Мастерской приобрести японский вышивальный аппарат, выполняющий уникальную по своей сложности работу (например, изготовление икон).

От ярмарки к музею

По мере того как рос ассортимент продукции, выпускаемой Черниковыми, набирала популярность и сама Мастерская. Черниковы стали постоянными участниками тематических ярмарок и выставок, в их адрес начали поступать разнообразные заказы и предложения сотрудничества. Так, был разработан специальный модельный ряд для охотников и освоен пошив одежды из войлока. Потом в Мастерской прижилось изготовление душистых подушек, набитых полевыми травами, а эта работа, в свою очередь, дала начало еще одному направлению – производству одежды и продуктов из натуральных материалов.

Сегодня помимо производства валенок в Мастерской шьют одежду из льна, войлока, хлопка и шелка, здесь делают постельное белье из конопляной ткани и игрушки из льна, натуральные полотенца для фитнеса и сауны и многое другое.

Так постепенно мастерская, начавшаяся со скромного «кухонного» цеха, выросла до размеров хорошей артели. А ее хозяйка вернулась к отправной точке – и превратила свою коллекцию в музей.

Интерактивное варенье

В основу Интерактивного музея Мастерской Черниковых легло собрание изделий народных промыслов, старинной одежды, тканей и предметов быта (в частности, несколько тысяч рушников работы XVIII-XIX вв.). Разместилась коллекция в одном из корпусов московского Новоспасского монастыря. «Музей расположен в здании XVII века, – рассказывает Ольга. – Там есть погреб, в старинных стенах которого мы сделали очень интересную инсталляцию с банками, соленьями-вареньями, «закрутками». Там же мы проводим мастер-классы». Актуальная сегодня интерактивность музея заключается в том, что травяные чаи, варенье, домашний ржаной хлеб и уникальный хвойный коктейль здесь можно не только увидеть, но и попробовать, а также приготовить самостоятельно.

Экскурсии по музею и посиделки в кругу многочисленных гостей устраиваются Черниковыми, по большому счету, на общественных началах: никакого заметного дохода эти чаепития не приносят. Но именно в них – основное зерно, самая суть проекта «Мастерская Черниковых». «Мы берем традицию и даем ей вторую жизнь, – говорит Ольга. – Ту красоту, которая пришла к нам из прошлого, мы переносим в сегодняшний день. И она звучит свежо и актуально. В этом и есть социальность проекта – помочь людям понять и полюбить свою культуру, полюбить страну, в которой мы живем».

вернуться в раздел


Связанные новости

Почувствовать себя кочевником 24 ноября 2015

Современный мир предоставляет ребенку неограниченное количество возможностей. Нажал кнопку на компьютере — и вот ты уже отправился в виртуальное путешествие. Но как узнать о том,…
читать полностью

«Mr. Зефир». По канонам гостеприимства 13 августа 2015

Гостеприимство всегда было русской национальной чертой. Выпускник Лаборатории социального предпринимательства Фонда «Наше будущее» Павел Позин еще раз подтвердил это, открыв классический, но при этом совершенно…
читать полностью

ГУСИ и «братство дороги» 14 апреля 2015

Проекту ГУСИ всего два месяца, а его уже взяли в программу социальных стартапов на базе Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ. А идея проста: автомобилисты-волонтеры помогают малоподвижным людям…
читать полностью

Искусство разрушать барьеры 26 ноября 2014

Алексей Фоменко, создатель компании «Изобреталь комфорт»,  вместе с командой инженеров успешно занимается созданием безбарьерной среды. Благодаря разработкам выпускников МГТУ им. Баумана десятки московских инвалидов получили…
читать полностью

Стало мало 06 марта 2014

В середине октября в московском районе Алтуфьево по адресу Псковская улица, 5/1 открылся детский комиссионный магазин «Стало мало»: в нём можно купить подержанные вещи в…
читать полностью

Метки


Агентство социальной информации   Лаборатория социальных инноваций Сloudwatcher   Всероссийское общество слепых (ВОС)   Фонд развития некоммерческих организаций «Школа НКО»   Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова   Банк УРАЛСИБ   Российский Микрофинансовый центр   ОПОРА-Созидание, интернет-портал   Система дистанционного бизнес-образования (СДБО)   Омская школа социального предпринимательства   Google Inc.   Берингер Ингельхайм   Future City   Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета   Некоммерческое партнерство грантодающих организаций «Форум доноров»   Банк Петрокоммерц   Центр развития некоммерческих организаций (ЦРНО)   Сибирский федеральный университет   Российский государственный социальный университет   Журнал Доступный мир   Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов   Социально информационно-аналитический журнал «Страна и мы: мы вместе»



Фонд региональных социальных программ «Наше Будущее»
119019, г. Москва, ул. Знаменка дом 8/13, строение 2