Механизмы социального наставничества

16
марта 2016
Автор: Ира Форд, Мария Кригер

Наставничество — одна из древнейших форм обучения, способ передачи навыков от мастера к новичку. В современной бизнес-среде наставничество, или менторство, приобретает особую популярность, развиваясь на волне взаимного интереса стартаперов и бизнес-гуру. Менторские тандемы возникают в самых разных сферах бизнеса, а сами наставники начинают объединяться в профессиональные ассоциации. В числе прочего развивается наставничество и в среде социального предпринимательства.

Своим названием программы поддержки молодых обязаны Древней Греции: Ментором звали старинного друга Одиссея, снискавшего среди соплеменников славу мудрого советчика и учителя. В современном мире ментор не только и не столько духовный наставник молодых, сколько бизнес-эксперт, на которого может опереться начинающий предприниматель. Ключевая цель ментора — помочь «докрутить» зеленый бизнес, вывести его на рубеж устойчивого успеха. Многие звезды мирового бизнес-сообщества оказались на вершине успеха не без помощи менторов: так, наставником Марка Цукерберга и Ларри Пейджа из Google был Стив Джобс, а Билл Гейтс обращался за менторской поддержкой к изобретателю первого персонального компьютера Эду Робертсу.

В 1990-е в Канаде, Индии, Израиле, Великобритании были запущены системные программы бизнес-менторства для молодых предпринимателей. В России одним из первопроходцев на поле наставничества стал Международный форум лидеров бизнеса, запустивший несколько лет назад программу «Молодежный бизнес России».

Как это работает

О том, как устроены программы поддержки бизнес-проектов, успех с которыми практически неотвратим, рассказывает руководитель Международного форума лидеров бизнеса Борис Ткаченко. «За основу наставничества в программе «Молодежный бизнес России» мы взяли международную методологию, разработанную в программах поддержки начинающих предпринимателей ряда стран, входящих в сеть Youth Business International. Мы перевели и адаптировали ее к российским реалиям, после чего проверили на практике и постоянно совершенствуем на основе своего опыта и обмена опытом с международными коллегами».

Каждый менторский курс начинается с подготовки, в которой участвуют обе стороны — бизнес-гуру и его потенциальный ученик. На этом этапе прорабатываются ожидания наставника и наставляемого. Потом подбираются пары — с тем расчетом, чтобы донор и реципиент были друг другу максимально полезны. Далее устраивается первая встреча, на которой присутствует координатор программы, а когда становится ясно, что «химия случилась», образовавшаяся пара отправляется в свободное плавание. Последующая работа сопровождается регулярным мониторингом со стороны организаторов программы: если взаимодействие идет не совсем гладко, ситуация корректируется. В крайнем случае в команде наставников может быть произведена замена.

О химии и любопытстве

На самом деле, этот вопрос — почему срастается или не срастается пара «ментор — подопечный», почему одни союзы оказываются успешными и продуктивными, а другие распадаются, оставляя после себя лишь послевкусие разочарованности, — самая главная «фишка» и главная тайна менторства. В чем здесь секрет успеха? В знаниях, желании делиться, эмпатии и здоровом любопытстве или в пресловутой химии отношений?

«Когда я достиг определенной высоты и удовлетворил основные потребности, мне стало важно передать свой опыт, воспитать последователей, – говорит владелец питерской сети ресторанов «Кофе и вафли» Константин Колотов. – А дальше я ощутил взаимную выгоду: в то время как индивидуальная программа обучения дает моим протеже новый опыт и положительно влияет на их бизнес, я получаю свои преимущества: наблюдаю за тем, как кто-то делает в незнакомой для меня отрасли бизнеса то, о чем я прежде только мечтал».

О том, что каждый ментор по итогам работы бонусом получает новые знания о хорошо известном, казалось бы, предмете, говорит и заместитель руководителя департамента социальных и благотворительных проектов Фонда «Наше будущее» Станислав Заботин: «Мне нравится разбираться в тонкостях бизнеса, отраслевых особенностях, пытаться понять глубинные основы бизнеса, понять, как и где можно оптимизировать деятельность и повысить ее эффективность, какие новые продукты внедрить. Будучи ментором, я получаю новые знания и новые компетенции». Станислава поддерживает Татьяна Волчегорская из фонда поддержки предпринимателей «Агат»: «Для меня наставничество — это помощь другим, самореализация, видение себя и своих ошибок со стороны, удовольствие от работы с молодыми специалистами. А когда я вижу, что предприниматели, которых я наставляю, делают меньше ошибок, более точно движутся к цели (причем с большей, чем раньше, скоростью), мое удовольствие вдвое больше».

Социальная история

Так или иначе, все или почти все успешные менторы отмечают в числе наиболее значимых движущих факторов своей работы нематериальную мотивацию: желание передать собственный опыт, слепить прекрасную леди из простушки Элизы Дулитл, в конце концов, просто помочь. Поэтому момент, когда менторские программы пришли в социальное предпринимательство, можно считать закономерным и, в общем, абсолютно предсказуемым.
В России это случилось весной 2015 года: именно тогда Международный форум лидеров бизнеса подписал соглашение о сотрудничестве с Фондом «Наше будущее», занимающимся продвижением социального бизнеса в России. Вскоре после подписания соглашения было запущено два проекта: один в Пермском крае, второй — в Москве.

Одним из социальных предпринимателей, взятых под менторскую опеку, стала создательница кировской компании «МиКо» Екатерина Матанцева. «Екатерина сама подняла бизнес по производству натуральной косметики и моющих средств, создав в Кирове 25 рабочих мест, упорно трудится над развитием своего дела, – рассказывает ментор Екатерины, директор по информационным технологиям и стратегическому развитию Фонда «Наше будущее» Игорь Кошкаров. – Екатерина обладает колоссальной трудоспособностью и мотивацией, в основе которой не деньги, а идея экологичности производства. Она уверенно управляет бизнес-процессами, благодаря грамотному планированию выходит на новые рынки (включая зарубежные), но и ей был необходим взгляд со стороны. Одной из проблем бизнеса Екатерины являлось финансовое планирование. Я начал с внимательного изучения финансовых отчетов «МиКо» и по итогам предложил несколько решений. Например, мы выстроили улучшенную логистическую схему, которая помогла оптимизировать финансовые потоки и получить дополнительную прибыль». Сегодня Екатерина советуется со своим бизнес-гуру по таким вопросам, как стратегическое планирование, операционное ведение бизнеса, маркетинг, персональное развитие, логистика, управление финансами.

«Докрутить» сказку

Второй тандем, сложившийся при поддержке Фонда «Наше будущее», вырос на базе подмосковного центра «Страна гномов». Вот как об этом рассказывает Станислав Заботин, ментор Ульяны Беловой (семейно-досуговый центр «Страна гномов», г. Долгопрудный): «Ульяна — творческий человек, а у меня в противовес этому — системное мышление. Первый вопрос, с которым ко мне обратилась Ульяна, был такой: «Я хочу двигаться вперед, а потому хочу открыть третий детский центр (к этому моменту у нее уже было два центра «Страна гномов»). Я съездил в Долгопрудный, посмотрел на центр как на бизнес и понял, что главная задача Ульяны на данный момент — не открывать новый центр, а закрепиться на позициях, которых она достигла. О финансовой устойчивости центра в тот момент вопрос не стоял: центр окупал затраты и кредиты, но при этом денег на развитие не было. Решив эти задачи, Ульяне предстояло найти точку, где она сможет зарабатывать».

Начав работать со «Страной гномов», Заботин проанализировал ситуацию на рынке Долгопрудного и сделал вывод, что у Ульяны есть конкуренты, которые, возможно, предоставляют услуги худшего качества, но зато по более низким ценам. Ментор и его подопечная решили, что проекту необходим серьезный PR, в итоге Белова приняла участие в краудфандинговом проекте «Картонный дом» (к настоящему времени он успешно завершен). Благодаря объявленному (параллельно со сбором денег в интернете) сбору макулатуры для реализации проекта о центре «Страна гномов» узнал весь Долгопрудный: дети, родители, СМИ. В результате было собрано около 45 тонн макулатуры, количество гостей в центре увеличилось, а попутно дети получили знания и понимание в области экологии — задумались о ресурсах, о возможности переработки.

Большие надежды

«Если организовывать наставничество системно, – подводит итог Борис Ткаченко, - то результаты будут говорить сами за себя: у нас выживает не менее 80 % бизнесов через три года после открытия, 90–95 % пар успешно развивают сотрудничество. И… наставничество будет процветать — возможно, кого-то из опытных предпринимателей подобные примеры вдохновят на мысль: «Я же уже многого достиг! Я могу помочь вырастить поколение предпринимателей!», — а кто-то из начинающих поймет, что ему нужен наставник для того, чтобы вывести бизнес на новый уровень».

Оснований сомневаться в правоте Ткаченко нет: сказанное подтверждают результаты самих менторских программ. Так, в 2012 году участники программы «Молодежный бизнес России», предприниматели из Воронежской области Игорь Забоев и Петр Бойков, были названы лучшими экопредпринимателями в сети Youth Business International (YBI). Проект «Картон Черноземье», созданный предпринимателями, является в настоящее время одной из ведущих в области компаний по переработке вторсырья. В 2015-м создатели «Картона Черноземье» вошли в четверку лучших молодых предпринимателей 50 стран мира, по версии YBI. Другой участник программы наставничества, компания Navigine, над которой шефствовал президент и основной акционер IBS Group Анатолий Карачинский, подписала соглашение с НП «ГЛОНАСС». И, коль скоро в предпринимательском сообществе есть не только те, кому требуется помощь, но и бизнес-альтруисты, это лишь начало. «Здесь есть чисто человеческий фактор, – замечает Игорь Кошкаров, – наши социальные предприниматели это, как правило, неоперившийся, незащищенный малый бизнес. У них достаточно проблем и не очень много уверенности в будущем. Рано или поздно они обязательно вырастут и станут более уверенными в себе, пока же, на этапе становления бизнеса, мы готовы им помочь».

вернуться в раздел



Метки


Фонд региональных социальных программ «Наше Будущее»
119019, г. Москва, ул. Знаменка дом 8/13, строение 2