Правила жизни Билла Дрейтона

21
февраля 2017
Автор: Мария Иванова

Билл Дрейтон — социальный предприниматель, основатель и председатель некоммерческого фонда «Ашока. Инновации для общества», занимающегося поиском и фондированием социальных предпринимателей по всему миру. Билл Дрейтон получил степени в Гарварде и Оксфорде, диплом доктора права в Йельском университете. Затем проработал 10 лет в компании МакКинзи и в организации, занимающейся защитой окружающей среды.

Фонд «Ашока», созданный Биллом Дрейтоном в 1980 году, одним из первых начал поддерживать социальные предприятия по всему миру. С тех пор поддержку «Ашоки» (стипендии и консультации профессионалов) получили более 1800 социальных предпринимателей из 60 стран. Начинал «Ашока» с бюджета 50 тыс. долларов США, а сегодня под управлением фонда 30 млн долларов. Имя Билла Дрейтона упоминают в одном ряду с такими лидерами, изменившими США и мир, как основатель Google Сергей Брин, создатель компании Apple Стив Джобс и владелец Microsoft Билл Гейтс. За годы работы по развитию социального бизнеса и инноваций Билл Дрейтон сформулировал ряд основополагающих для дела его жизни принципов.

1. Та цель, которую мы себе ставим: «мир, в котором каждый человек — агент социальных изменений»*, — останется недостижимой фантазией, пока юность не станет временем, когда человек может испытать, каково иметь возможность повлиять на нечто важное, изменить что-то в этом мире,  приобрести навыки прикладной эмпатии, командной работы и лидерства.

2. Неважно, находится ли общество в тупике или перед ним открылись новые горизонты: ему нужен предприниматель, способный увидеть возможность и воплотить свое видение в реалистичную идею, затем — в реальность, потом — в новую модель поведения, принятую во всех слоях общества. Это и есть работа социальных предпринимателей.

3. Социальное предпринимательство — это поле, которое «Ашока» взращивает уже 27 лет. Оно помогает наиболее многообещающим идеям и социальным предприятиям начать свою деятельность, преуспеть и кооперироваться в рамках локального и глобального сообщества.

4. Как я понимаю слово «добро»? Это мир, в котором все без исключения проявляют друг к другу любовь и уважение, задействуя свою способность менять что-то к лучшему.

5. В своей работе мы используем четыре простых критерия, которые позволяют нам определить, кто такой социальный предприниматель:

  • Креативность. Как в постановке цели, так и в поиске решений.
  • Предпринимательские качества. Это самый сложный критерий. Главный признак социального предпринимателя в любом секторе — желание изменить всю систему. Вот что делает этих людей счастливыми и заставляет заниматься проблемой столько, сколько нужно. Они готовы постоянно менять идею, пока она не сработает, ведь если вы нацелены на структурные изменения, идея проходит через множество стадий. Сочетание креативности и предпринимательских качеств является наиболее редким. То, что я называю «моральной устойчивостью». Желая добиться изменений и увлечь людей своей идеей, помните, что у вас ничего не получится, если вам не будут полностью доверять.
  • Социальная значимость идеи. Чтобы у идеи «были ноги», она должна быть убедительной для других людей, должна давать четкое понимание, сколько людей получат помощь и насколько помощь будет действенной.

6. «Ашока» служит осуществлению самой глубокой исторической трансформации общественного устройства после аграрной революции: перехода от мира, управляемого небольшой группой элиты, к глобальному обществу, в котором каждый является агентом изменений.

7. В нашей школе бытует представление о том, что нужно освоить некий круг знаний и связанные с ним правила, а затем повторять их. Вот это и нужно менять.

8. Наша самая большая проблема в том, что люди все еще не видят происходящих перемен. Как только они поймут, что мы переходим от мира повторений к миру изменений, роль социального предпринимателя станет очевидной.

9. Мир, где каждый является агентом изменений, вовсе не является нестабильным. Агент изменения получает удовлетворение от того, что отдает себя другим. А все мы знаем, что жизнь дающего — это более долгая, здоровая и счастливая жизнь.

10. Переход от мира, который является полем для небольшой группы игроков, к обществу, в котором каждый — агент изменения, освобождает людей в самом широком смысле этого слова. Люди получают свободу на деле проявить любовь и уважение.

11. 34% рабочей силы США составляют фрилансеры, так что в среднем человек за свою жизнь меняет работу 14–17 раз. Нужно готовить людей к тому, чтобы преуспевать в таких условиях, а это потребует больших инвестиций и значительного человеческого капитала, что породит новый источник рабочих мест.

12. Есть четыре навыка, необходимых для наступающей эпохи: умение жить, познавая и испытывая эмпатию, вести разнообразную командную работу, быть лидером совершенно нового типа и, собственно, менять что-то к лучшему. Эти навыки формируются в юности. Когда вы видите молодых людей, которые разработали собственную идею, построили собственную команду и сумели что-то изменить в своей школе или другой социальной группе, это и есть проявления данных навыков. Теперь они знают, что могут изменить мир.

13. Каждый ведущий социальный предприниматель привлекает к работе и курирует множество местных агентов социальных изменений, а те в свою очередь становятся ролевой моделью для тех, кто хочет менять мир к лучшему, в своем кругу.

14. Самый эффективный способ для общества вернуться к здоровому балансу (использовать больше человеческого труда и меньше природных ресурсов) — это послать простой финансовый сигнал: сделать трудоустройство дешевле, а природные ресурсы — дороже, то есть уменьшить налог на заработную плату и увеличить налог на использование природных ресурсов.

15. Человек не может вдруг стать предпринимателем, это должно быть внутри него и основываться на его личном опыте. Обычно люди должны проработать достаточно долго (8–10 лет) в определенной области, чтобы понять необходимость структурных изменений. Только когда вы будете досконально знать предмет, вы сможете увидеть то, что станет следующим шагом, что действительно сработает. Социальный предприниматель постоянно прислушивается к своему окружению со всеми его особенностями и культурными различиями и подгоняет свою идею к своей культуре в конкретный исторический момент, заставляя ее работать.

16. Россия — высокоразвитое общество с хорошо образованным населением. Я съем этот стол, если у вас нет социальных предпринимателей!


*Агенты изменений (агенты социальных изменений, агенты перемен) — люди, общественные движения и организации, деятельность которых влечет социальные изменения.

вернуться в раздел

поделиться:

Читайте также
Время «добрых» подарков
Приближаются праздники, а с ними — и неизбежная шопинг-гонка за подарками. Что купить любимому человеку: очередной парфюм или сто первый галстук? Альтернативой дежурным праздничным подношениям…
читать полностью
«Благосфера»: новое пространство для социальной активности в Москве
В конце января московский проект «Благосфера» отметил свой первый День рождения и три месяца функционирования одноименного ивент-центра. О том, как зарождался и развивается проект и…
читать полностью
Рязанская капоэйра и как заработать на желании попрыгать
Сергей Брагин не только открыл один из первых в Рязани батутных центров — спортивный клуб «Акробат», но и активно продвигает в этом древнем русском городе…
читать полностью
Все это не о нем: 10 главных заблуждений о социальном предпринимательстве
Когда не люди служат деньгам, а деньги служат людям, мы имеем дело с особым видом бизнеса. Социальное предпринимательство — явление для нашей страны довольно новое,…
читать полностью
Правила жизни Мухаммада Юнуса
Мухаммад Юнус — профессор экономики из Бангладеш, основатель банка «Грамин» (Grameen). Знаменит тем, что ему удалось успешно применить систему микрокредитования, выдавая небольшие долгосрочные займы предпринимателям,…
читать полностью

Метки


Фонд региональных социальных программ «Наше Будущее»
119019, г. Москва, ул. Знаменка дом 8/13, строение 2